Театр рубежа XX— XXI вв.: основные тенденции

В основном это постмодернизм. Общая тенденция к изменению форм, экспериментальности, эпатажности. В частности всё больше театральное действие заменяется перформансами, хэппенингами, акциями, в постановках участвуют непрофессионалы. Основа в концепции, в идее, форма вторична, поэтому максимально подвержена играми с ней.

Течения и направления:

1) Театр художника

Представители: Роберт Уилсон, Тадэуш Кантор

Альтернатива театру актёра и театру режиссёра. Значимость реквизита, сцены и декораций уравнена со значимостью актёра на сцене. Иногда постановки отличаются увеличенной продолжительностью – до 12 часов. Больше упор на пластику, чем на игру с интерпретацией текста. Больше упор на использование тишины и звукового окружения, чем опять же на текст роли или музыку. Окружение, созданное на сцене вокруг актёра – самый активный участник постановки. Примеры спектаклей: «Взгляд Глухого» (Уилсон), «Мёртвый Класс» (Кантор)

2) Венские акционисты

Работа с перформансами исключительно экстремального и провокационного содержания.

Заимствование из ритуальных практик народов мира (в частности из античности), часто использовались экскременты, кровь животных, самоистязание. Цель – максимальный эпатаж, лишь бы вызвать чувство отвращения в зрителе.

3) Хореографический театр Марты Грэм и Мэрса Каннингема

Создание новых техник танца, направленных на повествование и воплощение роли. Уход от ограничений танца, от условностей. В некоторых постановках актёры почти не танцуют, они просто немного двигаются, но с идеальной пластикой, и главное – мысль передают, передают действие. По сути современный танцор, не понимающий, как работала Грэм - не танцор. Каннингем начинал в труппе Грэм, но в дальнейшем ушёл и организовал свою труппу, основал свою технику. Суть его техники – «случайность», то есть даже разные части тела одного и того же танцора могут двигаться в кардинально различных манерах.

4) Мёртвый театр и «пустое пространство» Питера Брука

Брук лишает театр выразительных средств, он убирает все декорации. Исключительно актёрский театр, максимально требовательный к фантазии зрителя.

5) Документальный Театр

В основе постановки всегда лежит реальный документ, описывающий события. Минимальная интерпретация, перевод текста в художественный при этом нужен, но без фанатизма. Примеры: Вайс «Марат/Сад» и «Дознание».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: