«Вертушка».
Цель: выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха.
Материал: бумага, ножницы, палки, гвоздь.
Изготовить вертушку и обсудить с детьми, почему она вертится. (Ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки.)
В каком случае вертушка вертится быстрее?
Вывод: чем больше сила ветра, тем быстрее движение вертушки.
«Ветер и волны».
Цель: установить, что ветер имеет силу.
Материал: миски с водой, акварельные краски для каждого ребенка.
Поставить на столы миски с водой. Представить, что в мисках — «моря»: «Красное», «Черное», «Желтое», «Белое». (Дети подкрашивают воду при помощи акварельной краски.)
Дети играют роль «ветра», т. е. дуют на воду. Что получается? (Волны.) Чем сильнее дуть, тем выше волны.
Вывод: ветер имеет силу.
«Подушка из пены»
Задача: Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести).
Материалы: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.
Описание. Медвежонок Миша рассказывает, что он научился делать не только мыльные пузыри, но еще и мыльную пену. А сегодня он хочет узнать, все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену?
Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?
Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на)
«Воздух работает»
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).
Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.
Описание. Дед Знай предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.
Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.
Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком.
«Ловись рыбка, и мала, и велика»
Задача: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материалы: игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.
Описание. Кот-рыболов предлагает детям игру «Рыбалка». Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить удочкой. Рассказывают, видел ли кто-нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую приманку ловится рыбка. На что же у нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает?
• Рассматривают рыбок, удочку и обнаруживают металли
ческие пластины, магниты.
Какие предметы притягивает магнит? Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. Они раскладывают в одну коробочку предметы, которые притягивает магнит, в другую — которые не притягивает. Магнит притягивает только металлические предметы.
• В каких еще играх вы видели магниты? Для чего человеку нужен магнит? Как он ему помогает?
Детям выдаются рабочие листы, в которых они выполняют задание «Проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается
Неделя марта.
«Международный женский день»
«Звенящая вода»
Задача: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.
Материалы: поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.
Описание. Перед детьми стоят два бокала, наполненные водой. Как заставить бокалы звучать? Проверяются все варианты детей (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук звонче?
• Предлагается палочка с шариком на конце. Все слушают, как звенят бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Затем дед Знай отливает и добавляет воду в бокалы. Что влияет на звон? (На звон влияет количество воды, звуки получаются разные.)
Дети пробуют сочинить мелодию
«Сравнение воды с молоком».
Цель: выявить сходство и отличие воды и молока.
Материал: стакан с водой, стакан с молоком.
В одном стакане находится вода, в другом — молоко. Вода — жидкость, а молоко? Бросить в стакан с водой пуговицу. Можно ли ее увидеть? Почему она видна? А потом проверить, будет ли видна пуговица, брошенная в молоко. Почему нет?
Рис. |
Вывод: сходство молока и воды в том, что это жидкости; отличия — вода прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, вкуса; молоко белого цвета, имеет запах, вкус
«Всегда ли можно увидеть пар?»
Цель: познакомить с процессом испарения воды. Материал: прозрачная банка, темная полоска для отметки уровня воды. Налить в прозрачную банку наполовину холодной воды, отметить яркой полоской уровень воды. На протяжении 2—3-х дней наблюдать,
будет ли она испаряться. (Появляется ли над ней пар?) Через 2—3 дня рассмотреть банку с водой. По темной полоске можно заметить, что воды стало меньше
Вывод: вода выпарилась (превратилась в пар), потому что в группе тепло; она выпарилась медленно, поэтому пара никто не видел; пар — это газообразное состояние воды.
«Где воды больше?»
Цель: выяснить, всегда ли наличие высокого уровня воды свидетельствует о большем объеме воды.
Материал: высокие и узкие, широкие и низкие сосуды, мерные стаканчики.
Взять высокие и узкие, широкие и низкие сосуды. Налить воду в сосуды с помощью условной мерки (мерным стаканчиком) (рис. 28).
Вывод: высокий уровень воды не показатель большего количества воды.