Тема: Защитные газы, применяемые при электрической сварке плавлением
Время выполнения заданий – 2 урок
Задание:
1. Изучить теоретический материал.
2. Ответить на вопросы:
2.1. Какие газы применяют для защиты дуги в процессе сварки?
2.2. Дайте краткую характеристику защитных газов: аргона, углекислого газа, кислорода.
2.3. Какие смеси защитных газов применяют при сварочных работах?
2.4. Какие требования предъявляются к условиям хранения и перевозки защитных газов?
2.5. В какие цвета окрашиваются баллоны для хранения аргона, углекислоты и кислорода?
3. Составить и выполнить алгоритм «Подготовка газовых баллонов к выполнению сварочных работ»
1. Защитные газы
Защитные газы подразделяются на две группы: химически инертные, не взаимодействующие с расплавленными металлами и практически не растворяющиеся в них, и активные, которые защищают зону сварки от воздуха, но при этом вступают в химическое взаимодействие с жидким металлом и могут растворяться в нем.
К химически инертным газам, используемым при сварке, относятся аргон и гелий.
|
|
Аргон — бесцветный, нетоксичный и невзрывоопасный газ, без запаха и вкуса. Аргон почти в 1,5 раза тяжелее воздуха и может накапливаться в плохо проветриваемых помещениях у пола, в приямках, вызывая кислородную недостаточность и удушье. Газообразный и жидкий аргон высшего и первого сорта, предназначенный для использования в качестве защитной среды при сварке, резке и плавке активных и редких металлов и сплавов на их основе, алюминия, алюминиевых и магниевых сплавов, нержавеющих хромоникелевых жаропрочных сплавов и легированных сталей различных марок, а также при рафинировании металлов в металлургии, выпускают в соответствии с ГОСТ 10157—79. Аргон высшего сорта содержит объемную долю чистого аргона не менее 99,992 %, аргон первого сорта — не менее 99,987 %. Газообразный аргон поставляют в стальных баллонах серого цвета с соответствующей надписью и полосой зеленого цвета вместимостью 40 дм3 под давлением (15 + 0,5) МПа, при температуре 20 "С. В одном баллоне содержится 6200 л газа. При транспортировке и хранении наполненных баллонов при повышенной температуре давление газа в них не должно превышать рабочее давление при температуре 20 °С более чем на 10 %. Жидкий аргон поставляют в специальных транспортных цистернах.
Гелий — бесцветный, нетоксичный и невзрывоопасный газ, без запаха, значительно легче воздуха и аргона. Гелий для сварки поставляется по ТУ 51-689—75 трех марок: А (с объемной долей чистого гелия 99,995 %), Б (99,99 %) и В (99,99 %) в стальных баллонах при давлении 15 МПа или в сжиженном состоянии при давлении до 0,2 МПа. В баллоне вместимостью 40 дм3, окрашенном в коричневый цвет, с белой надписью, содержится 6000 л газа. Гелий значительно дороже аргона, поэтому его применяют в особых случаях при сварке химически чистых и активных металлов и сплавов. Для сварки в гелии характерны большая глубина про-плавления (благодаря высокому значению потенциала ионизации) и особая форма шва.
|
|
К химически активным газам относят углекислый газ, или диоксид углерода (С02), и смеси газов, содержащие С02, кислород и др.
Углекислый газ — это бесцветный газ, хорошо растворяющийся в воде, нетоксичный и невзрывоопасный. Однако его содержание в воздухе более 5 % (92 г/м3) может вызвать кислородную недостаточность и удушье. Углекислый газ тяжелее воздуха в 1,5 раза и может накапливаться в слабо проветриваемых помещениях у пола и в приямках. Поэтому помещения, где проводится сварка с его использованием, должны быть оборудованы общеобменной при-точно-вытяжной вентиляцией. Диоксид углерода может находиться в газообразном, сжиженном и твердом (в виде сухого льда) состояниях. Для сварки используется диоксид углерода высшего сорта, содержащий не менее 99,8 % объемной доли чистого С02, и первого сорта, содержащий не менее 99,5 % чистого С02 по ГОСТ 8050-85.
Углекислый газ поставляют в баллонах вместимостью 40 дм3, окрашенных в черный цвет, с желтой надписью, или в специальных емкостях. В стандартный баллон заливают 25 кг жидкого углекислого газа под давлением около 0,6 МПа (при этом давлении и комнатной температуре он превращается в жидкость, при испарении которой получается около 12 600 л углекислого газа).
При сварке плавящимся электродом значительное влияние на характер переноса электродного металла, производительность расплавления электрода, разбрызгивание и форму проплавления оказывает состав защитного газа, в котором горит дуга. Хорошие перспективы по улучшению этих показателей обеспечивает применение смесей газов.
Применение смеси углекислого газа с 2... 15 % кислорода улучшает перенос электродного металла и позволяет получать более плавную наружную поверхность шва. При сварке сталей широко используется смесь, содержащая 80 % аргона и 20 % углекислого газа. Она обеспечивает мел ко капельный и струйный перенос электродного металла. Применение многокомпонентных смесей, в состав которых входят аргон, углекислый газ, оксид азота, водород и другие газы, позволяет повысить производительность расплавления и наплавки более чем в два раза при благоприятной форме проплавления и высококачественной наружной поверхности шва.
4. Условия хранения и транспортировки сварочных материалов
Защитные газы хранят и транспортируют преимущественно в баллонах емкостью 40-50 дм3 (литров) при давлении 15 МПа, а жидкую углекислоту – до 6 МПа.
Для предохранения от коррозии и быстрого опознания баллоны, согласно требованиям существующих нормативных документов, окрашиваются в различные цвета и имеют соответствующие надписи (табл. 31).
Таблица 31
Окраска баллонов для газов и надписи на них
Наряду с баллонным снабжением сварочных постов защитными газами применяют танки-газификаторы для углекислого газа, аргона и кислорода. Газы перекачивают в специальные хранилища, откуда по магистралям газы поступают на рабочие места. Трубопроводы окрашивают в цвета, аналогичные цветам баллонов. Однако там, где не требуется большого расхода газов, применяется традиционная баллонная система питания сварочных постов и для рампового питания небольших цехов или участков. Транспортировка газов производится с соблюдением инструкций, регламентирующих квалификацию спецводителя: ограниченные по времени стоянки; поддержание определенного давления при вынужденных и аварийных остановках и другие специальные условия, связанные с эксплуатацией специальных автоцистерн.