Системы поддержки принятия решений

Компьютерные сети

I. Функции.

- создание единого информационного пространства;

- внутренний документооборот;

- IP – телефония;

- видеонаблюдение;

- видеоконференции.

II. Классификация.

1. По размерам

А) – Локальная вычислительная сеть - совокупность средств вычислительной техники, расположенных в рамках ограниченной пространственной области и объединённых между собой через коммуникационную сеть, обеспечивающую их информационное взаимодействие.

Б) – Корпоративные сети – несколько ЛВС, в рамках одного предприятия.

В) – Региональные сети - несколько ЛВС, в рамках города или региона.

Г) – Глобальные сети – в масштабах всей планеты.

2. По топологии (структура связей абонентов сети).

А) – Шина (линейная)

Б) – Кольцо.

В) - Звезда.

Г) – Иерархическая (древовидная)

3. По архитектуре (определяет назначение сетевых узлов).

А) – Централизованная – обладает не полной функциональностью (работают только с ЦВМ). Используются в терминалах, аппаратах по оплате сотовой связи, и др.

Б) – Одноранговая сеть – Все компьютеры равны. Могут работать без других.

В) – Клиент – сервер – один из компьютеров (сервер) управляет взаимодействием остальных. Сервер – компьютер предоставляющий свои ресурсы другим компьютерам.

Г) – Клиент – сервер + WEB – технологии (Глобальная сеть Интернет)

АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ СЕТЕЙ:

1)- Сетевой адаптер – предназначен для сопряжения компьютера со средой передачи данных (сетевая карта, ката WI-FI).

2) – Концентратор (Hub) – пассивный сетевой центр.

3) – Коммутатор (Switch) – активный сетевой центр.

4) – Маршрутизатор (Router) – выбирает оптимальный путь для передачи сообщения по разветвлённой сети.

5) – Мост (Bridge), шлюз (gateway) – служат для соединения подсетей,

использующих разные сетевые технологии

Коммуникационная среда – физическая система, с помощью которой осуществляется передача данных.

Различают:

А) – Закрытая коммуникационная среда – в них распространение сигнала ограничено каналом. (Все виды проводов - телефонный провод, витая пара, коаксиальный кабель и др.).

Б) – Открытая коммуникационная среда – распространение сигнала осуществляется по всем направлениям. (Радиоволны, спутниковые системы, сотовая связь, WI-FI, WAP, GPRS)

Экспе́ртная систе́ма (ЭС, expert system) — компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление.

ЭС состоит из базы знаний, решателя (механизм вывода), подсистемы объяснений, интерфейса пользователя.

База знаний состоит из правил анализа информации от пользователя по конкретной проблеме. Как правило, база знаний ЭС содержит факты (статические сведения о предметной области) и правила - набор инструкций, применяя которые к известным фактам можно получать новые факты.

В рамках логической модели баз данных и базы знаний, записываются на языке Пролог с помощью языка предикатов для описания фактов и правил логического вывода, выражающих правила определения понятий, для описания обобщенных и конкретных сведений, а также конкретных и обобщенных запросов к базам данных и базам знаний.

Обычно факты в базе знаний описывают те явления, которые являются постоянными для данной предметной области. Характеристики, значения которых зависят от условий конкретной задачи, ЭС получает от пользователя в процессе работы, и сохраняет их в рабочей памяти.

База знаний ЭС создается при помощи трех групп людей:

– эксперты той проблемной области, к которой относятся задачи, решаемые ЭС;

– инженеры по знаниям, являющиеся специалистами по разработке ИИС;

– программисты, осуществляющие реализацию ЭС.

ЭС может функционировать в 2-х режимах.

1. Режим ввода знаний — в этом режиме эксперт с помощью инженера по знаниям посредством редактора базы знаний вводит известные ему сведения о предметной области в базу знаний ЭС.

2. Режим консультации — пользователь ведет диалог с ЭС, сообщая ей сведения о текущей задаче и получая рекомендации ЭС. Например, на основе сведений о физическом состоянии больного ЭС ставит диагноз в виде перечня заболеваний, наиболее вероятных при данных симптомах.

Этапы разработки ЭС:

1. Этап идентификации проблем — определяются задачи, которые подлежат решению, выявляются цели разработки, определяются эксперты и типы пользователей.

2. Этап извлечения знаний — проводится содержательный анализ проблемной области, выявляются используемые понятия и их взаимосвязи, определяются методы решения задач.

3. Этап структурирования знаний — выбираются ИС и определяются способы представления всех видов знаний, формализуются основные понятия, определяются способы интерпретации знаний, моделируется работа системы, оценивается адекватность целям системы зафиксированных понятий, методов решений, средств представления и манипулирования знаниями.

4. Этап формализации — осуществляется наполнение экспертом базы знаний. В связи с тем, что основой ЭС являются знания, данный этап является наиболее важным и наиболее трудоемким этапом разработки ЭС. Процесс приобретения знаний разделяют на извлечение знаний из эксперта, организацию знаний, обеспечивающую эффективную работу системы, и представление знаний в виде, понятном ЭС. Процесс приобретения знаний осуществляется инженером по знаниям на основе анализа деятельности эксперта по решению реальных задач.

5. Реализация ЭС — создается один или нескольких прототипов ЭС, решающие требуемые задачи.

6. Этап тестирования — производится оценка выбранного способа представления знаний в ЭС в целом.

Систе́ма подде́ржки приня́тия реше́ний (СППР) (англ. Decision Support System, DSS) — компьютерная автоматизированная система, целью которой является помощь людям, принимающим решение в сложных условиях для полного и объективного анализа предметной деятельности. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.

Современные системы поддержки принятия решения (СППР) представляют собой системы, максимально приспособленные к решению задач повседневной управленческой деятельности, являются инструментом, призванным оказать помощь лицам, принимающим решения (ЛПР). С помощью СППР может производиться выбор решений некоторых неструктурированных и слабоструктурированных задач, в том числе и многокритериальных.

Согласно Turban[1], СППР обладает следующими четырьмя основными характеристиками:

1. СППР использует и данные, и модели;

2. СППР предназначены для помощи менеджерам в принятии решений для слабоструктурированных и неструктурированных задач;

3. Они поддерживают, а не заменяют, выработку решений менеджерами;

4. Цель СППР — улучшение эффективности решений.

Классификация.

Пассивной СППР называется система, которая помогает процессу принятия решения, но не может вынести предложение, какое решение принять. Активная СППР может сделать предложение, какое решение следует выбрать. Кооперативная позволяет ЛПР изменять, пополнять или улучшать решения, предлагаемые системой, посылая затем эти изменения в систему для проверки. Система изменяет, пополняет или улучшает эти решения и посылает их опять пользователю. Процесс продолжается до получения согласованного решения.

СППР всего предприятия подключена к большим хранилищам информации и обслуживает многих менеджеров предприятия. Настольная СППР — это малая система, обслуживающая лишь один компьютер пользователя.

Оперативные СППР предназначены для немедленного реагирования на изменения текущей ситуации в управлении финансово-хозяйственными процессами компании. Стратегические СППР ориентированы на анализ значительных объемов разнородной информации, собираемых из различных источников. Важнейшей целью этих СППР является поиск наиболее рациональных вариантов развития бизнеса компании с учетом влияния различных факторов, таких как конъюнктура целевых для компании рынков, изменения финансовых рынков и рынков капиталов, изменения в законодательстве и др. СППР первого типа получили название Информационных Систем Руководства (Executive Information Systems, ИСР). По сути, они представляют собой конечные наборы отчетов, построенные на основании данных из транзакционной информационной системы предприятия, в идеале адекватно отражающей в режиме реального времени основные аспекты производственной и финансовой деятельности. Для ИСР характерны следующие основные черты:

– отчеты, как правило, базируются на стандартных для организации запросах; число последних относительно невелико;

– ИСР представляет отчеты в максимально удобном виде, включающем, наряду с таблицами, деловую графику, мультимедийные возможности и т. п.;

– как правило, ИСР ориентированы на конкретный вертикальный рынок, например финансы, маркетинг, управление ресурсами.

СППР второго типа предполагают достаточно глубокую проработку данных, специально преобразованных так, чтобы их было удобно использовать в ходе процесса принятия решений. Неотъемлемым компонентом СППР этого уровня являются правила принятия решений, которые на основе агрегированных данных дают возможность менеджерам компании обосновывать свои решения, использовать факторы устойчивого роста бизнеса компании и снижать риски. СППР второго типа в последнее время активно развиваются. Технологии этого типа строятся на принципах многомерного представления и анализа данных (OLAP).

При создании СППР можно использовать Web-технологии. В настоящее время СППР на основе Web-технологий для ряда компаний являются синонимами СППР предприятия.

Архитектура СППР представляется разными авторами по-разному. Приведем пример. Marakas (1999) [18] предложил обобщенную архитектуру, состоящую из 5 различных частей: (a) система управления данными (the data management system — DBMS), (b) система управления моделями (the model management system — MBMS), (c) машина знаний (the knowledge engine (KE)), (d) интерфейс пользователя (the user interface) и (e) пользователи (the user(s)).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: