Выбор методов управления рисками

Другие классификации методов управления рисками

Примером другой классификации является вы­деление двух групп методов управления рисками (контроля за рисками и финансирование рисков):

1. Методы контроля за рисками:

-избежания подверженности риску или отказа от риска;

-предотвращения убытков;

-уменьшения размера убытков;

-отделения или дублирования выделения объектов, подверженных риску;

-передачи контроля за риском на основе договора.

2. Методы финансирования рисков в свою очередь подразделяются на две группы.

Первая - методы удержания рисков на собственном финансиро­вании:

- покрытия убытков за счет текущих расходов;

- нефондируемых резервов;

- фондируемых резервов;

- займа;

- кэптивного страховщика.

Вторая - методы передачи рисков на основе софинансирования:

- коммерческого страхования;

- передачи финансирования рисков на основе договора.

Данная классификация практически совпадает с классификацией методов управления рисками, рассмотренной выше. Тем не менее, надо отметить, что она дополнительно определяет метод выделения объектов, подверженных риску – метод отделения или дублирования.

Суть метода сводится к созданию на фирме такой ситуации, при которой ни один отдельный случай реализации риска (наступления ущерба) не при­водит к серии новых убытков. Реализация этого метода управления рисками на уровне предприятия возможна в двух формах — отделение рис­ка и дублирование.

Отделение рисков предполагает пространственное разделение источников возникновения убытков, например, выделение разных производственных площадок: продукция выпускается не в одном большом цехе, а в двух, меньших по размеру, и расположенных на отдаленных друг от друга площадках.

В свою очередь, дублирование означает создание дублирующих друг друга производственных участках, наиболее значимых для всего производственного процесса, которые, например, расположены в отдалении друг от друга. Кроме того, дублирование может относится к созданию производственных запасов, скажем, на двух складах, находящихся в разных местах. При этом суммарный размер запаса тоже может превышать запас, необходимый для обеспечения нормального производственного процесса.

Рассматривая методы управления отдельными видами рисков, назовем три уни­версальных способа снижения любого риска: распределение риска между участниками проекта; страхование; резервирование средств на покрытие непредвиден­ных расходов.

Снижение уровня риска вызывает необходимость технических, организацион­ных мероприятий, требующих определенных, а во многих случаях и значительных затрат. А это не всегда целесообразно. Таким образом, экономические соображения устанавливают некоторые пределы снижения степени риска для конкретного предприятия. При решении вопросов о снижении риска необходимо сопо­ставить ряд показателей, относящихся к расходам, обеспечивающим приемлемый уровень риска и ожидаемый эффект.

На практике для выбора методов управления можно ис­пользовать схему, представленную в табл.1.

Таблица1

Выбор методов управления рисками

Размер возможных убытков Вероятность риска Методы управления
Большой Высокая уклонение от риска; предотвращение убытков; минимизация потерь; поиск информации; распределение риска; передача риска; передача контроля за риском.
  низкая передачи риска; распределение риска; предотвращение убытков
  Небольшой Высокая предотвращение убытков; минимизация потерь; принятие риска на себя; поиск информации
  низкая предотвращение убытков; принятие риска на себя

Отдельное направление исследований связано с проблемами эффективности затрат на снижение риска и анализом «риск- выгоды», где риск иногда оценивается через косвенные потери (затраты) или «затраты- эффективность», где оцениваются расходы на достижение определенных контрольных показателей качества работы предприятия при снижении уровня риска. Существует необходимость соизмерять сегодняшние затраты на мероприятия по снижению степени риска с полезным эф­фектом, который будет получен в отдаленном будущем.

Минимизация величины и уровня риска — это не только выбор и использова­ние методов по управлению риском. Это еще и создание эффективной системы экономического и правового управления рисками (осуществление планирования (прогнозирования), организации, регулирования, координации, стимулирования и контроля), и привлечение к управлению предпринимательской деятельностью грамотных менеджеров, работа с компетентными консультантами, партнерами и компаньонами и глубокая предварительная проработка решаемых проблем.

Снижение уровня риска путем организации эффективной работы подразделений предприятия.

Снижение уровня риска путем организации эффективной ра­боты подразделений предприятия может происходить в двух направлениях. Во-пер­вых, в направлении повышения эффективности функционирования и исполнения непосредственных обязанностей, функций, задач, стоящих перед подразделе­нием. Во-вторых, в направлении выполнения подразделением (самостоятельно или совместно с другими специалистами, службами, менеджером по риску) функций по управлению тем риском, который возникает именно на его участке работы.

Одним из методов повышения эффективности является создание на предприятии эффективной системы качества.

Система качества обеспечивает: планирование; обеспечение; управление (улучшение) качества.

Современная система качества на предприятии охватывает: поиск и изучение рынка; материально-техническое снабжение; транспортировку, упаковку, фасовку и хранение. Кроме того, эта система включает управление персоналом с активным воздействием на все процессы, обратной связью и формированием четких целей и требований.

При наличии системы качества на предприятии сокращаются общие затраты на качество, улучшается оперативность управления, эффективнее удовлетворя­ются запросы заказчиков, следовательно, повышается объем реализации, а зна­чит, и размер прибыли, достигается финансовая устойчивость и конкуренто­способность предприятия. Более того, предприятия с высоким уровнем работ по управлению качеством являются более инвестиционно привлекательными.

Наиболее эффектив­ные методы управления качеством — методы самооценки. Методика самооценки позволяет оценить результаты деятельности предприятия по всем пока­зателям, установить его слабые и сильные стороны, определить рейтинг. Использо­вание этой методики может осуществляться как специалистами самого предприя­тия, так и привлекаемыми экспертами. Преимущество метода самооценки состоит в том, что при использовании данного метода дополнительно оцениваются такие факторы, как удовлетворенность персонала, воздействие предприятия на общество, финансово-экономическая деятельность.

Неотъемлемыми элементами управления качеством являются стандартиза­ция, метрология и сертификация. В соответствии с Концепцией национальной системы стандартизации ведется планомерная работа по гармони­зации отечественных стандартов с международными в целях обеспечения конкурентоспособности продукции и ее доступа на мировой рынок. Это очень важно для предприятий, осуществляющих свою деятельность за пределами страны.

Повышение качества, а следовательно, повышение конкурентоспособности предприятий и снижение рисков зависит от эффективной организации и коор­динации работ по сертификации (обязательной и добровольной) — признанному в мире способу независимого подтверждения соответствия продукции установлен­ным требованиям. В РФ введена сертификация продукции, работ и услуг, направ­ленная как на защиту интересов и прав потребителей, так и на развитие конкурен­тоспособности отечественных производителей и продавцов продукции.

Совершенно очевидно, что предприятия, занимающие на рынке устойчивое положение, имеют больше возможностей для реализации мероприятий по повы­шению качества, а следовательно, снижения риска.

Все методы управления рисками условно можно разделить на две большие группы:

дособытийные методы управления рисками, планируемые и осу­ществляемые заблаговременно и направленные на снижение ве­роятности наступления ущерба и уменьшение размера возмож­ного ущерба;

послесобытийные методы управления, осуществляемые после наступления ущерба и направленные на снижение размера уже наступившего ущерба и ликвидацию его последствий.

В соответствии с этой классификацией методов управления, все мероприятия, реализующие методы управления, также могут быть разделены на дособытийные и послесобытийные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: