Основы системы управления рисками на предприятии. Стратегия управления рисками, долгосрочная комплексная программа действий по обеспечению защиты населения и материальных ценностей от поражающих воздействия

Заключение

Стратегия управления рисками, долгосрочная комплексная программа действий по обеспечению защиты населения и материальных ценностей от поражающих воздействия ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Является основой комплексного планирования деятельности предприятия в системе управления рисками.

Основы стратегии управления рискам

Стратегия управления рисками вырабатывается на основе глубокого знания сущности и содержания процессов возникновения всех видов рисков, перерастающих в ЧС.

Выбор той или иной процедуры (метода) управления рисками определяется общей стратегией предприятия в отношении рисков.

Для осторожной стратегии характерно предпочтение следующих процедур управления рисками:

-отказ от рисков;

-передача рисков.

Для более рискованной стратегии управления рисками характерно предпочтение следующих процедур:

-принятие рисков на себя;

-передача рисков.

Данная стратегия характеризуется тем, что размер рисков, оставля­емых у себя, может быть достаточно большим, и только чрезмерные, катастрофические риски фирма частично или полностью передает дру­гим субъектам.

Для более взвешенной стратегии характерно почти равнозначное использование всех процедур управления рис­ками:

-отказ от рисков;

-принятие рисков на себя;

-передача рисков другим субъектам.

Количественным критерием выбора той или иной процедуры управ­ления рисками являются пороговые значения, установленные для показателей — вероятность появления убытка и размер возможного убытка по некоторым направлениям и аспектам деятельности предприятия (по недвижи­мости, по оборудованию, по ответственности предприятия перед обществом, перед работниками предприятия).

Стратегия управления рисками может быть разбита на семь последо­вательных этапов (рис. 1).

1.Подготовительный этап — совпадает с заключительной процедурой оценки риска. Каждая альтернатива оценивается с точки зрения величины содержа­щегося в ней риска. После этого осуществляется ранжирование всех выяв­ленных альтернатив решения данной проблемы по степени приемлемости, содержащегося в них риска и выявлению таких вариантов, величина риска в которых является социально приемлемой.

2.Разработка и принятие законов, нормативных актов, инструкций,поста­новлений, обеспечивающих реализацию выбранной рисковой альтернативы и предусматривающих меры по снижению риска и решению вопроса о праве и ответственности за риск.

3.Разработка конкретных мероприятий, ориентированных нанейтрализацию или минимизацию возможных отрицательных последствий риска. Выбор методов управления рисками и их осуществление. Для того чтобы из всех возможных методов управления выбрать наиболее соответствующий данной ситуации и решаемой проблеме, необходимо ввести определенные ограни­чения. На наш взгляд, такими ограничениями являются, прежде всего, ре­сурсные ограничения, ограничения по самостоятельности пред­приятия, условия устойчивости предприятия (финансовая устойчивость, возможности МТБ и пр.).

4.Разработка организационных и оперативных процедур предупредитель­ного характера. Эти процедуры должны содержать конкретные рекомендации для лиц, принимающих и реализующих рискованные решения при возник­новении неблагоприятных последствий в ходе осуществления конкретной задачи.

Разработка процедур очень важна, так как запоздалое реагирование на появляющиеся негативные последствия риска практически всегда ведет к возникновению новых труд­ностей, сложных проблем, дополнительных потерь.

5.Контроль за исполнением методов управления рисками и их корректи­ровка в процессе реализации. Необходим постоянный и тщательный конт­роль за реализацией методов управления в целях снижения ненужных потерь и, если возможно, изменение метода, который стал для использования нецеле­сообразным, на метод, способный нейтрализовать негативные последствия риска.

6.Оценка результатов применения методов и процедур управления рисками. Для точного анализа и оценки результатов управления риском необходима отлаженная система получения достоверной информации. Только в этом слу­чае можно с уверенностью осуществлять стандартные процедуры финансово-экономического анализа и сопоставления уровня полученного ущерба.

  Использование данных оценки риска, выбор приемлемой альтернативы (подготовительный этап)  
       
  Разработка нормативной базы, обеспечивающей реализацию выбранной альтернативы  
               
Ограничения по устойчивости   Выбор методов управления рисками и их осуществление   Ограничения по самостоятельности
         
         
      Ресурсные ограничения
  ,      
  Разработка организационных и оперативных процедур  
           
  Контроль за исполнением и корректировка  
       
  Оценка результатов управленческого воздействия  
       
  Анализ решения проблемы риска в целом и анализ новой ситуации риска  
                 

Рис. 1 Этапы стратегии управления рисками.

7.Анализ решения проблемы риска в целом и анализ новой ситуации риска. Анализируется новая ситуация риска, в которой оказалось предприятие. Определяется, устранили ли выбранные методы и мероприятия по снижению риска основную проблему, стоящую перед предприятием в ситуа­ции риска. Анализируется, какие характеристики нового состояния предприятия требуют регулирования. Оценивается, какова длительность нейтрализации факторов, обусловливающих проблему.

Осуществляя менеджмент, особое внимание необходимо обращать на право­вой аспект управления, включающий разработку и принятие законов, минимизи­рующих или ограничивающих риск, различного рода законные и подзаконные акты (нормативные документы). В актах должен быть отражен вопрос, когда и при ка­ких условиях риск является оправданным, правомерным и целесообразным.

Эффективность менеджмента во многом зависит от степени вовлечения чело­века в события, и чем меньше он знает о последствиях своих решений, тем больше он склонен принимать решения с риском отрицательного результата.

Неодинаковая оценка людьми фактического риска отмечается многими иссле­дователями: вероятности одних и тех же событий одними людьми переоценива­ются, другими, наоборот, недооцениваются.

Один из наиболее ответственных этапов стратегии управления рисками включает в себя разработку организационных и оперативных процедур предупредительного характера. Адекватно (быстро, правильно) реагировать на отрицательные послед­ствия деятельности в ситуации риска позволяют составленные заранее ситуацион­ные планы.

ситуационный план содержит предписа­ния, что должно делать лицо, реализующее решения, в той или иной ситуации, и описание ожидаемых последствий. Основная цель разработки ситуационных планов на случай чрезвычай­ных происшествий — достичь того, чтобы оперативный и управленческий персонал имел четкое представление о том, что нужно делать в той или иной ситуации, какие последствия следует ожидать в результате, и как он мог бы действовать в стрессовых ситуациях. Преимущество такого планирования состоит в том, что лица, реализую­щие рискованные решения, получают возможность быстрее действовать в неблаго­приятных ситуациях и лучше подготовлены к эффективным действиям, поскольку они рассчитаны в условиях, когда времени для подготовки было достаточно.

Тем самым ситуационные планы являются средством уменьшения неопределен­ности и оказывают благоприятное воздействие на деятельность людей в ситуа­ции риска.

Процедура создания ситуационного плана включает в себя:

1) выявление основных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на результаты деятельности в ситуациях риска;

2) установление масштабов возможного воздействия на процесс реализации решения и вероятности появления воздействия именно этих факторов;

3) выявление потенциальных проблем и возможностей, которые могут возник­нуть в ходе реализации рискованного решения, с количественной оценкой вероятности их появления и масштаба;

4) определение наиболее вероятных причин основных потенциальных проблем и возможностей;

5) выработка предупредительных и содействующих мероприятий;

6) выработка подстраховывающих мероприятий;

7) определение критериев (условий) для введения в действие подстраховывающих меро­приятий.

Разработка оперативных процедур должна включать в себя не просто перечень того, что следует делать, какие действия и когда предпринимать, но и учитывать психологические особенности действий людей под воздействием стресса. Без этого любые инст­рукции не обеспечат оптимального выполнения задач, стоящих перед персона­лом в чрезвычайной обстановке (критической ситуации). В процессе планирова­ния должны быть решены самые разнообразные вопросы, в том числе вопрос об организации рациональных потоков информации, которые могли бы сохранить свою жизнеспособность в самых критических ситуациях.

Чрезвычайной обстановкой или критической ситуацией для предприятия может быть стихийное бедствие, причинившее ему ущерб, и многое другое. Критическая ситуация на предприятии — это, как прави­ло, целая цепь разрозненных событий, возникающих в результате действия множе­ства факторов, взаимодействующих друг с другом. Среди них — ошибочные реше­ния или действия людей (человеческий фактор). Действия человека в процессе хозяйственной деятельности, социально-рисковые отношения, возника­ющие между людьми, могут существенным образом воздействовать на увеличение степени рисков.

Роль, содержание и характер функций руководителя (специалиста), принима­ющего решения, на современных предприятиях становятся важнейшими элементами общего процесса хозяйственной деятельности, при этом они непрерыв­но меняются. Контроль за ходом технологического процесса, принятие необходимых управленческих решений в условиях возникновения непредвиден­ной обстановки и дефицита времени ведет к тому, что ошибки специалистов в ходе выполнения ими своих служебных обязанностей становятся практически неизбежными.

С оптимизацией процесса принятия решений самым непосредственным образом связаны исследования особенностей поведения человека и вероятности принятия им ошибочных решений. При разработке технологических процессов, админи­стративно-управленческих структур и операционных процедур на случай крити­ческой обстановки на предприятии следует учитывать психологические и другие особенности поведения людей, условия, в которых они работают и вероятности принятия им ошибочных решений. Постоянно должен идти поиск путей обеспече­ния оптимальных условий деятельности человека с точки зрения снижения риска. Кроме того, должны учитываться психологическое и индивидуальное восприятие людьми рискованных альтернатив, социально-рисковые отношения, возникающие в процессе осуществления ими рисковых действий, и отношение к принимаемым рис­ковым решениям общественного мнения при подготовке и выборе этих альтернатив.

Важный фактор снижения уровня риска предприятия и предупреж­дение его появления — создание и надежное функционирование эффективной системы коммуникаций. Необходимость принятия оперативных решений и мер требует бесперебойной циркуляции самой разнообразной информации (эконо­мической, статистической, коммерческой, финансовой и пр.) в первую очередь внутри предприятия, а также передачи информации в организации, имеющие от­ношение к происходящему. Большое значение имеет также правильная интерпре­тация передаваемой информации, а кроме того, надежность, достоверность, своевре­менность и скорость ее передачи. Задержка необходимой информации затрудняет выработку стратегий действий в чрезвычайной обстановке, что, в свою очередь, ведет к росту уровня риска и ущерба.

Специалист, принимающий и осуществляющий рисковое решение, обязан пре­дусмотреть различные меры, снижающие и устраняющие возможные негативные последствия. Для того чтобы минимизировать степень вероятного риска необходи­мо воспользоваться одним из методов управления рисками.

На данном занятии рассмотрены основные принципы, методы и стратегии управления рисками. Более подробно эти вопросы изложены в рекомендуемой литературе.

Рекомендуемая литература:

1. Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий. Учебное пособие для вузов. М.: "Издательство КНОРУС", 2008.

2. Чернова Г.В. Практика управления рисками на уровне предприятия СПб: Издательский дом «Питер»,2000.

3. Хохлов н.В. Управление риском. М.: ЮНИТИ, 1999

4. Измалков В.И., Измалков А.В. Техногенная и экологическая безопасность и управление риском. М.: С-Петербург, МЧС России, 1998.

Вопросы для самоконтроля

1.Сущность понятия «принципы управления риском».

2.Основные общие принципы системы управления предприятия.

3.Общие принципы системы управления рисками.(риск-менеджмент).

4.Локальные принципы системы управления рисками (риск-менеджмент).

5.Принципы финансовой предосторожности.

6.Что включает в себя понятие «методы управления рисками».

7.Сущность понятий «дособытийные» и «послесобытийные» методы управления рисками.

8.На сколько групп подразделяются методы управления рисками и иъх содержание.

9.Сущность методов:

-уменьшения размера убытков, минимизация потерь;

-уклонения от риска (избежания, отказа);

-предотвращение убытков;

-уменьшения размера убытка, минимизация потерь;

-передача риска;

-передача контроля за риском;

-принятие риска на себя;

-принятие (поглощение) риска.

10.Дать определение понятия «стратегия управления рисками».

11.Сущность «осторожной», «более рискованной» и «более взвешенной» стратегии управления рисками.

12.На сколько этапов разбивается процесс управления риском и их содержание.

Занятие 3/2 «Система управления рисками на предприятии»

Учебные вопросы:

Введение

2.Система управления гражданской защитой на предприятии

Заключение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: