Заключение
Стратегия управления рисками, долгосрочная комплексная программа действий по обеспечению защиты населения и материальных ценностей от поражающих воздействия ЧС природного и техногенного характера, а также от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Является основой комплексного планирования деятельности предприятия в системе управления рисками.
Основы стратегии управления рискам
Стратегия управления рисками вырабатывается на основе глубокого знания сущности и содержания процессов возникновения всех видов рисков, перерастающих в ЧС.
Выбор той или иной процедуры (метода) управления рисками определяется общей стратегией предприятия в отношении рисков.
Для осторожной стратегии характерно предпочтение следующих процедур управления рисками:
-отказ от рисков;
-передача рисков.
Для более рискованной стратегии управления рисками характерно предпочтение следующих процедур:
-принятие рисков на себя;
-передача рисков.
|
|
Данная стратегия характеризуется тем, что размер рисков, оставляемых у себя, может быть достаточно большим, и только чрезмерные, катастрофические риски фирма частично или полностью передает другим субъектам.
Для более взвешенной стратегии характерно почти равнозначное использование всех процедур управления рисками:
-отказ от рисков;
-принятие рисков на себя;
-передача рисков другим субъектам.
Количественным критерием выбора той или иной процедуры управления рисками являются пороговые значения, установленные для показателей — вероятность появления убытка и размер возможного убытка по некоторым направлениям и аспектам деятельности предприятия (по недвижимости, по оборудованию, по ответственности предприятия перед обществом, перед работниками предприятия).
Стратегия управления рисками может быть разбита на семь последовательных этапов (рис. 1).
1.Подготовительный этап — совпадает с заключительной процедурой оценки риска. Каждая альтернатива оценивается с точки зрения величины содержащегося в ней риска. После этого осуществляется ранжирование всех выявленных альтернатив решения данной проблемы по степени приемлемости, содержащегося в них риска и выявлению таких вариантов, величина риска в которых является социально приемлемой.
2.Разработка и принятие законов, нормативных актов, инструкций,постановлений, обеспечивающих реализацию выбранной рисковой альтернативы и предусматривающих меры по снижению риска и решению вопроса о праве и ответственности за риск.
3.Разработка конкретных мероприятий, ориентированных нанейтрализацию или минимизацию возможных отрицательных последствий риска. Выбор методов управления рисками и их осуществление. Для того чтобы из всех возможных методов управления выбрать наиболее соответствующий данной ситуации и решаемой проблеме, необходимо ввести определенные ограничения. На наш взгляд, такими ограничениями являются, прежде всего, ресурсные ограничения, ограничения по самостоятельности предприятия, условия устойчивости предприятия (финансовая устойчивость, возможности МТБ и пр.).
|
|
4.Разработка организационных и оперативных процедур предупредительного характера. Эти процедуры должны содержать конкретные рекомендации для лиц, принимающих и реализующих рискованные решения при возникновении неблагоприятных последствий в ходе осуществления конкретной задачи.
Разработка процедур очень важна, так как запоздалое реагирование на появляющиеся негативные последствия риска практически всегда ведет к возникновению новых трудностей, сложных проблем, дополнительных потерь.
5.Контроль за исполнением методов управления рисками и их корректировка в процессе реализации. Необходим постоянный и тщательный контроль за реализацией методов управления в целях снижения ненужных потерь и, если возможно, изменение метода, который стал для использования нецелесообразным, на метод, способный нейтрализовать негативные последствия риска.
6.Оценка результатов применения методов и процедур управления рисками. Для точного анализа и оценки результатов управления риском необходима отлаженная система получения достоверной информации. Только в этом случае можно с уверенностью осуществлять стандартные процедуры финансово-экономического анализа и сопоставления уровня полученного ущерба.
Использование данных оценки риска, выбор приемлемой альтернативы (подготовительный этап) | ||||||||
Разработка нормативной базы, обеспечивающей реализацию выбранной альтернативы | ||||||||
Ограничения по устойчивости | Выбор методов управления рисками и их осуществление | Ограничения по самостоятельности | ||||||
Ресурсные ограничения | ||||||||
, | ||||||||
Разработка организационных и оперативных процедур | ||||||||
Контроль за исполнением и корректировка | ||||||||
Оценка результатов управленческого воздействия | ||||||||
Анализ решения проблемы риска в целом и анализ новой ситуации риска | ||||||||
Рис. 1 Этапы стратегии управления рисками.
7.Анализ решения проблемы риска в целом и анализ новой ситуации риска. Анализируется новая ситуация риска, в которой оказалось предприятие. Определяется, устранили ли выбранные методы и мероприятия по снижению риска основную проблему, стоящую перед предприятием в ситуации риска. Анализируется, какие характеристики нового состояния предприятия требуют регулирования. Оценивается, какова длительность нейтрализации факторов, обусловливающих проблему.
Осуществляя менеджмент, особое внимание необходимо обращать на правовой аспект управления, включающий разработку и принятие законов, минимизирующих или ограничивающих риск, различного рода законные и подзаконные акты (нормативные документы). В актах должен быть отражен вопрос, когда и при каких условиях риск является оправданным, правомерным и целесообразным.
Эффективность менеджмента во многом зависит от степени вовлечения человека в события, и чем меньше он знает о последствиях своих решений, тем больше он склонен принимать решения с риском отрицательного результата.
|
|
Неодинаковая оценка людьми фактического риска отмечается многими исследователями: вероятности одних и тех же событий одними людьми переоцениваются, другими, наоборот, недооцениваются.
Один из наиболее ответственных этапов стратегии управления рисками включает в себя разработку организационных и оперативных процедур предупредительного характера. Адекватно (быстро, правильно) реагировать на отрицательные последствия деятельности в ситуации риска позволяют составленные заранее ситуационные планы.
ситуационный план содержит предписания, что должно делать лицо, реализующее решения, в той или иной ситуации, и описание ожидаемых последствий. Основная цель разработки ситуационных планов на случай чрезвычайных происшествий — достичь того, чтобы оперативный и управленческий персонал имел четкое представление о том, что нужно делать в той или иной ситуации, какие последствия следует ожидать в результате, и как он мог бы действовать в стрессовых ситуациях. Преимущество такого планирования состоит в том, что лица, реализующие рискованные решения, получают возможность быстрее действовать в неблагоприятных ситуациях и лучше подготовлены к эффективным действиям, поскольку они рассчитаны в условиях, когда времени для подготовки было достаточно.
Тем самым ситуационные планы являются средством уменьшения неопределенности и оказывают благоприятное воздействие на деятельность людей в ситуации риска.
Процедура создания ситуационного плана включает в себя:
1) выявление основных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на результаты деятельности в ситуациях риска;
2) установление масштабов возможного воздействия на процесс реализации решения и вероятности появления воздействия именно этих факторов;
3) выявление потенциальных проблем и возможностей, которые могут возникнуть в ходе реализации рискованного решения, с количественной оценкой вероятности их появления и масштаба;
|
|
4) определение наиболее вероятных причин основных потенциальных проблем и возможностей;
5) выработка предупредительных и содействующих мероприятий;
6) выработка подстраховывающих мероприятий;
7) определение критериев (условий) для введения в действие подстраховывающих мероприятий.
Разработка оперативных процедур должна включать в себя не просто перечень того, что следует делать, какие действия и когда предпринимать, но и учитывать психологические особенности действий людей под воздействием стресса. Без этого любые инструкции не обеспечат оптимального выполнения задач, стоящих перед персоналом в чрезвычайной обстановке (критической ситуации). В процессе планирования должны быть решены самые разнообразные вопросы, в том числе вопрос об организации рациональных потоков информации, которые могли бы сохранить свою жизнеспособность в самых критических ситуациях.
Чрезвычайной обстановкой или критической ситуацией для предприятия может быть стихийное бедствие, причинившее ему ущерб, и многое другое. Критическая ситуация на предприятии — это, как правило, целая цепь разрозненных событий, возникающих в результате действия множества факторов, взаимодействующих друг с другом. Среди них — ошибочные решения или действия людей (человеческий фактор). Действия человека в процессе хозяйственной деятельности, социально-рисковые отношения, возникающие между людьми, могут существенным образом воздействовать на увеличение степени рисков.
Роль, содержание и характер функций руководителя (специалиста), принимающего решения, на современных предприятиях становятся важнейшими элементами общего процесса хозяйственной деятельности, при этом они непрерывно меняются. Контроль за ходом технологического процесса, принятие необходимых управленческих решений в условиях возникновения непредвиденной обстановки и дефицита времени ведет к тому, что ошибки специалистов в ходе выполнения ими своих служебных обязанностей становятся практически неизбежными.
С оптимизацией процесса принятия решений самым непосредственным образом связаны исследования особенностей поведения человека и вероятности принятия им ошибочных решений. При разработке технологических процессов, административно-управленческих структур и операционных процедур на случай критической обстановки на предприятии следует учитывать психологические и другие особенности поведения людей, условия, в которых они работают и вероятности принятия им ошибочных решений. Постоянно должен идти поиск путей обеспечения оптимальных условий деятельности человека с точки зрения снижения риска. Кроме того, должны учитываться психологическое и индивидуальное восприятие людьми рискованных альтернатив, социально-рисковые отношения, возникающие в процессе осуществления ими рисковых действий, и отношение к принимаемым рисковым решениям общественного мнения при подготовке и выборе этих альтернатив.
Важный фактор снижения уровня риска предприятия и предупреждение его появления — создание и надежное функционирование эффективной системы коммуникаций. Необходимость принятия оперативных решений и мер требует бесперебойной циркуляции самой разнообразной информации (экономической, статистической, коммерческой, финансовой и пр.) в первую очередь внутри предприятия, а также передачи информации в организации, имеющие отношение к происходящему. Большое значение имеет также правильная интерпретация передаваемой информации, а кроме того, надежность, достоверность, своевременность и скорость ее передачи. Задержка необходимой информации затрудняет выработку стратегий действий в чрезвычайной обстановке, что, в свою очередь, ведет к росту уровня риска и ущерба.
Специалист, принимающий и осуществляющий рисковое решение, обязан предусмотреть различные меры, снижающие и устраняющие возможные негативные последствия. Для того чтобы минимизировать степень вероятного риска необходимо воспользоваться одним из методов управления рисками.
На данном занятии рассмотрены основные принципы, методы и стратегии управления рисками. Более подробно эти вопросы изложены в рекомендуемой литературе.
Рекомендуемая литература:
1. Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий. Учебное пособие для вузов. М.: "Издательство КНОРУС", 2008.
2. Чернова Г.В. Практика управления рисками на уровне предприятия СПб: Издательский дом «Питер»,2000.
3. Хохлов н.В. Управление риском. М.: ЮНИТИ, 1999
4. Измалков В.И., Измалков А.В. Техногенная и экологическая безопасность и управление риском. М.: С-Петербург, МЧС России, 1998.
Вопросы для самоконтроля
1.Сущность понятия «принципы управления риском».
2.Основные общие принципы системы управления предприятия.
3.Общие принципы системы управления рисками.(риск-менеджмент).
4.Локальные принципы системы управления рисками (риск-менеджмент).
5.Принципы финансовой предосторожности.
6.Что включает в себя понятие «методы управления рисками».
7.Сущность понятий «дособытийные» и «послесобытийные» методы управления рисками.
8.На сколько групп подразделяются методы управления рисками и иъх содержание.
9.Сущность методов:
-уменьшения размера убытков, минимизация потерь;
-уклонения от риска (избежания, отказа);
-предотвращение убытков;
-уменьшения размера убытка, минимизация потерь;
-передача риска;
-передача контроля за риском;
-принятие риска на себя;
-принятие (поглощение) риска.
10.Дать определение понятия «стратегия управления рисками».
11.Сущность «осторожной», «более рискованной» и «более взвешенной» стратегии управления рисками.
12.На сколько этапов разбивается процесс управления риском и их содержание.
Занятие 3/2 «Система управления рисками на предприятии»
Учебные вопросы:
Введение
2.Система управления гражданской защитой на предприятии
Заключение