Основы системы управления рисками на предприятии

Введение

Система управления рисками на предприятии – это деятельность руководства объекта и структурных подразделений по предупреждению возможных рисков (аварий, катастроф) и уменьшению их последствий в случае возникновения.

Задачи системы управления:

- создать системы связи и оповещения;

- непрерывное добывание, анализ и оценку данных об обстановке;

- принятие решения по защите персонала объекта;

- доведение задач до структурных подразделений;

- подготовка комиссий по ЧС и эвакуационной, штаба ГЗ и НАСФ к действиям в ЧС и руководство ими;

- контроль за выполнением принятых решений.

Основой управления рисками на предприятии является решение начальника гражданской защиты (НГЗ). В соответствии с ним разрабатываются мероприятия и планирующие документы по предупреждению рисков.

Риск-менеджмент — это система анализа, оценки, управ­ления рисками и экономическими, социально-рисковыми отношениями, возни­кающими в процессе хозяйственной деятельности.

Риск-менеджмент как самостоятельное явление возник в 70-е гг. XX в. и к насто­ящему времени превратился в прикладную экономическую науку. За период своего существования риск-менеджмент значительно расширил круг изучае­мых проблем: если при его зарождении он рассматривал в основном вопросы анализа технических рисков, а впоследствии — управление финансовыми инвести­циями и проблемами банкротства, то в настоящее время он включает практи­чески все направления и аспекты управления рисками предприятия: анализ, оценку, предупреждение и снижение всех видов возникающих рисков и возможных ближайших и отдаленных последствий его реализации.

Ряд проблем риск-менедж­мента в последние годы получили свое углубленное развитие в относительно самостоятельных областях знаний — риск-анализ, социологии риска, антикризис­ное управление предприятием.

С помощью риск-менеджмента предприятия выявляют огромные ре­зервы в совершенствовании финансирования и организации своей работы в ситуа­ции риска. Он является эффективной формой управления, определяющей масш­табы и приоритеты рисковой деятельности.

Необходимым условием для формирования эффективной, научно обоснованной системы управления рисками является создание концепции управления рисками — концепции риск-менеджмента, т. е. совокупности связанных между собой и вы­текающих один из другого взглядов о всей системе регулирования деятельности предприятия в ситуации неопределенности и риска.

Современная концепция риск-менеджмента представляет его:

- как систему, состоящую из различных компонентов;

- как процесс с отдельными элементами.

В этой связи риск-менеджмент должен рассматриваться как развивающаяся открытая система, для изучения которой необходимо использовать системно-синергетический подход.

В основе управления деятельностью любого предприятия лежит совокупность решений прини­маемых руководителем, в том числе решений, реализуемых в ситуации риска. Процесс принятия решения в ситуации риска — это последовательность взаимосвязанных шагов. Руководитель, принимая решение в ситуации риска, заботится помимо самого решения обо всем связанном и проистекающем из него.

Основная цель риск-менеджмента заключается в максимизации рыночной стоимости предприятия в ситуации неопределенности и риска, в получении максимальной прибыли в текущем и перспективном периоде при оптимальном соотношении величины прибыли, ликвидности и риска. При этом для достиже­ния целей социально-экономического развития предприятие должно максими­зировать не балансовую, а чистую прибыль, остающуюся в его распоряжении, что требует проведения эффективной налоговой, амортизационной и дивиденд­ной политики.

Для достижения своей основной цели риск-менеджмент решает следующие ос­н овные задачи:

- обнаружение областей потенциальных рисков;

- идентификация внутренних и внешних рисков предприятия;

- оценка степени (уровня) отдельных видов рисков и общего риска предприя­тия в целом;

- разработка и осуществление предупредительных мероприятий по защите от потенциальных рисков;

- применение методов оптимизации размеров возможного возмещения ущер­бов, возникших в результате рисков;

- формирование системы эффективного мониторинга и репортинга рисков, присущих как отдельным операциям, так и хозяйственной деятель­ности в целом;

- создание оптимальной структуры механизма функционирования риск-менедж­мента;

- обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития.

Функционирование системы управления предприятием осуществляется в рамках дей­ствующего нормативного, правового, программного, информационного, матери­ально-технического, кадрового обеспечения и организационной культуры. Неотъемлемой частью этой системы является риск-менеджмент, который состоит из двух подсистем: управляемой подси­стемы (объекта управления) и управляющей подсистемы (субъекта управле­ния).

Объектом управления в риск-менеджменте является риск.

Субъектом управления является специальная группа людей (менеджер по риску, финансовый менеджер и пр.), владеющая различными приемами и методами управлен­ческого воздействия.

Через функции объекта и субъекта управления реализуются цели и задачи риск-менеджмента.

Функции объекта: регулирующая, стимули­рующая, защитная, предупредительная, компенсационная и др. Рисковые отно­шения могут выполнять функции мотивации, адаптации, обучающую и пр. Рис­ковые инвестиции выполняют инновационную функцию.

Функции объекта риск-менеджмента реализуются через функции субъекта управления:

- определение цели и разработка стратегии развития предприятия в ситуации риска;

- определение рисковой политики предприятия;

- обеспечение правовой законности и защищенности работников предприя­тия, участвующих в рисковой деятельности;

- создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализа­цию управленческих решений по всем аспектам хозяйственной деятельно­сти предприятия в ситуации риска;

- формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обо­снованность альтернативных вариантов рисковых управленческих решений;

- планирование рисковой деятельности;

- исследование внешней и внутренней среды предприятия на предмет выяв­ления вероятности возникновения тех или иных рисков;

- анализ и прогнозирование состояний в ситуации неопределен­ности и риска;

- регулирование и координирование всех звеньев системы управления рисками;

- принятие оперативных решений по основным аспектам хозяйственной деятельности предприятия;

- применение тех или иных мето­дов анализа, оценки и управления рисками и оценка их эффективности;

- мониторинг и репортинг уровня рисков на всех направлениях и этапах хо­зяйственной деятельности;

- разработка действенной системы стимулирования и контроля за реализаци­ей принятых управленческих решений в ситуации риска;

- анализ результатов рисковой деятельности и нахождение резервов повыше­ния ее эффективности.

Таким образом, при реализации функций управления рисками выявляется состав основных рисков на предприятии и проводится оценка их уровня с объе­мом возможных потерь, формируется система мероприятий по предупреждению и минимизации отдельных рисков.

По содержанию риск-менеджмент сводится к процессу выработки управля­ющих воздействий на уровень рисков, источники их возникновения, факторы, на них влияющие и экономические, социально-рисковые от­ношения с целью повышения эффективности деятельности предприятия.

Управленческое воздействие осуществляется специальным аппаратом. В зави­симости от вида, размеров и характера деятельности предприятия организацион­ная структура системы управления рисками предприятия (аппарат управления) и кадровый состав могут быть построены различными способами. Для крупных предприятий характерно образование специального подразделения (отдела, службы, дирекции) или даже нескольких подразделений, руководимых финансо­вым директором (финансовым менеджером, менеджером по риску).

Вне зависимости от организа­ционной структуры предприятия менеджер по риску (бухгалтер) занимается пред­видением рисков (краткосрочного и долгосрочного характера), анализом, оценкой рисков, выявлением проблем, возникающих перед предприятием в ситуации риска; выработкой рекомендаций по их устранению; принимает ряд управленческих ре­шений.

- меняющихся условиях внешней экономической среды, в условиях неопределенности и риска;

- устранять относительно малые неполадки в рискованной хозяйственной ситуации непосредственно самими службами (подразделениями) пред­приятия.

Такие требования к механизму управления рисками предприятий объясняют­ся тем, что, с одной стороны, регулирующий орган не в состоянии (и не должен) предвидеть все без исключения изменения в ходе хозяйственной деятельности, возникающие в процессе выполнения планов, а с другой стороны, в хозяйствен­ной жизни имеется ряд стандартных ситуаций, для которых целесообразнее всего разработать типовые алгоритмы экономического поведения и заложить их в ме­ханизм функционирования предприятия.

Таким образом, процесс управления рисками предприятия должен базировать­ся на определенном механизме.

Механизм риск-менеджмента (или рисковой механизм) - это взаимосвязанная си­стема элементов, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в ситуации риска (или - система методов, рычагов, форм организации рисковых отношений, посредством которых осуществляется анализ, оценка, управление рисками.)

Структура механизма риск-менеджмента, как и сам риск-менеджмент, зависят от вида и специфики предприятия, масштаба и характера его основной и вспомо­гательной деятельности и состава его контрагентов.

В структуру механизма риск-менеджмента входят три основные составля­ющие: ресурсная, организационная и системы обеспечения, которые, в свою оче­редь, включают в себя определенную совокупность элементов.

Ресурсная составляющая рискового механизма включает:

- финансовые ресурсы;

- материально-технические ресурсы;

- кадровые ресурсы.

Организационная составляющая - методы анализа, оценки и управления рисками.

Методы анализа, оценки и управления рисками — это способы исследования многообразных рисков предприятий, аспектов их формирования и снижения.

Методы реализуются через приемы (рычаги) - набор по­казателей риска: уровни допустимого, критического и катастрофического риска, размер максимального, среднего и минимального ущерба, масштаб его возмещения и др.

Установка предельных величин показателей риска позволит предприятию определить условия прием­лемости того или иного решения, оградит его от попадания в зону чрезмерного, неприемлемого риска. Третья составляющая механизма риск-менеджмента — системы обеспечения — включает в себя: нормативное, правовое, программное, информационное обеспе­чение и организационную культуру.

Правовое обеспечение включает законы, указы Президента, поста­новления правительства, законодательные акты, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления, лицензии.

Нормативное обеспечение образуют инструкции, нормативы, сертификаты, нор­мы, методические указания и разъяснения и т. п.

Информационное обеспечение состоит из разного рода и вида экономической, политической, социальной, тех­нической, коммерческой, финансовой и прочей информации. П рограммное обеспечение ( разнообразные функцио­нальные пакеты прикладных программ) являет­ся самостоятельным и важным его элементом обеспечивающем использование компьютерных сетей, новые средства коммуникации, в том числе Интернет.

Организационная культура — это способ организации хозяйствующим субъек­том своей производственной деятель­ности, позволяющий ему с наименьшими затратами времени и ресурсов обеспе­чить высокий имидж и рейтинг на рынке.

Рисковый механизм способен количественно и качественно влиять на эффективность деятельности предприятия. Количественное влияние характеризуется пропорциями отклоняемых, принимаемых, разделяемых и передаваемых рисков.

Можно выделить пять главных направлений воздействия рискового механизма на эффективность деятельности предприятия в ситуации риска:

1) планирование;

2) организация рисковой деятельности;

3) регулирование экономических и социальных процессов в ситуации риска;

4) стимулирование лучших результатов рисковой деятельности;

5) контроль за рисковой деятельностью.

Планирование деятельности в ситуации риска представляет собой процесс выработки плановых заданий, составление графика их выполнения, разработку планов, прогнозов и программ. Поэтому в плане любого предприятия должен быть проведен тщательный просчет рисков. Основная его задача — предусмотреть все виды рисков, с кото­рыми может столкнуться предприятие при осуществлении своей деятельности, источники и момент их возникновения. В плане разрабатываются также меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые могут возникнуть. Эти меры могут быть организационного ха­рактера или другие меры снижения риска.

Таким образом, прежде всего необходимо прогнозировать вероятность воз­никновения внутренних и внешних рисков, степень (уровень) потенциальных рисков, размер возможных убытков, потенциальные источники их компенсации и альтернативные варианты действий в условиях риска.

Организация рисковой деятельности заключается в определении потребности и своевременном обеспечении предприятия, необходимыми для нормальной работы ресурсами, и информацией, что способствует принятию в ситуации риска обоснованных и своевременных решений.

Регулирование экономических и социальных процессов в ситуации риска свя­зано с регламентированием рисковых отношений на предприятии. Кроме того, регулирование предполагает разумную коор­динацию, представляющую собой согласованность работы всех звеньев системы управления рисками, субъекта управления, аппарата управления и специалис­тов и способствующую в конечном итоге минимизации всех рисков предприя­тия.

Стимулирование лучших результатов рисковой деятельности заключается в применении системы стимулов и санкций (экономического и административно­го характера), являющихся рычагами воздействия на деятельность предприятий в ситуации риска. Стимулирование направлено на увели­чение средств, направляемых на мероприятия, связанные с природоохранными действиями, с минимизацией рисков. Стимулирование специалис­тов, принимающих и осуществляющих рисковые решения. Санкции могут быть применены за нецелевое использование средств, несвоевременное принятие мер по выявлению и предотвращению рисков и пр.

Контроль за рисковой деятельностью предполагает объек­тивную оценку обоснованности, оправданности и целесообразности рисковых действий с различных точек зрения (экономической, стратегической, социаль­ной и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: