Управления персоналом. Этапы исторического развития

Этапы исторического развития

Формирование системы управления персоналом

Формирование системы управления персоналом предполагает построение «дерева целей», включающего цели работников, цели администрации, обеспечение их наименьшей противоречивости. Далее решаются вопросы по организационной структуре службы управления персоналом – определение структурных звеньев службы, формирование их целевых задач и функций, построение структуры управления персоналом в зависимости от особенностей предприятия, взаимосвязи между структурными подразделениями.

Следующий этап – проработка вопроса информационного обеспечения управленческих решений – содержания, пути движения и носители информации.

Управление персоналом основывается на использовании комплекса правовых документов, среди которых основной КЗоТ.

Управление персоналом представляет собой процесс планирования, организации, регулирования, контроля и учета.

Планирование – определение целей управления, планирование численности персонала в зависимости от потребности предприятия;

Организация – работа по комплектованию кадров: профориентация; профотбор, привлечение рабочей силы, наем, расстановка по рабочим; местам, профессиональная подготовка, совершенствование организации труда, улучшение условий труда и т.д.

Регулирование – межцеховые, межпрофессиональные и квалификационное движение рабочей силы, изменение численности персонала, уровня зарплаты.

Контроль – контроль численности, рациональности исполнения, соответствия занимаемой должности, исполнения кадровых приказов.

Учет – получение информации об изменении состава кадров, ведение государственной и внутренней отчетности по кадрам.

Развитие концепции управления персоналом шло по пути преодоления технократического подхода к человеку как к машине, подключения его мотивационных ресурсов, социально-психологических факторов роста производительности труда и эффективности производства, большего учета интересов работника как личности.

Основополагающие принципы теории научного управления персоналом были заложены Ф. Тейлором в начале ХХ века в его работе «Принципы научного управления». Его достижениями являются использование научного анализа для определения способов выполнения задач, отбор работников, лучше подходящих для выполнения работы, обеспечения соответствующего обучения работников, систематическое и правильное использование материального стимулирования.

Второй этап развития управления персоналом связан со школой «человеческих отношений» (1930-1959 гг.) и именами двух ученых – Мэри-Паркер Фоллет и Элтона Мэйо. Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность авторов научного управления осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Это связано с тем, что когда эта теория зарождалась, психология находилась в зачаточном состоянии.

Школа «человеческих отношений» главный акцент делала на изучении психологических аспектов поведения работников и его мотивации. Э. Мэйо обнаружил, что четко разработанные операции и хорошая зарплата не всегда ведут к увеличению производительности труда. Сопричастность к делу, внимание и забота менеджеров повышает уровень удовлетворенности работников и ведет к увеличению производительности.

Третий этап развития персоналом связан с развитием поведенческих наук (1950 по настоящее время) и такими именами как Дуглас Мак Грегор, Фредерик Герцберг, А. Маслоу. Основной целью школы поведенческих наук было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Исследователи этой школы изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, изменение качества роботы и трудовой жизни.

Все большая ориентация управления на социальную сторону, на интересы работника меняли задачи и приоритеты в управлении кадрами предприятия, требуя увязки принимаемых решений не только с интересами производства, но и с интересами коллектива предприятия.

На смену широко распространенной практике работы с кадрами, ориентированной на потребление рабочей силы в условиях стабильной занятости, а также жестких организационных структур приходят новые модели управления, предусматривающие:

- создание условий для расширения знаний, повышения квалификации, непрерывного самосовершенствования;

- использование «пакетов» мотивационных программ при расширении полномочий работников в принятии хозяйственных решений;

- формирование новых моральных ценностей, разделяемых всем персоналом фирмы;

- гибкое и адаптивное использование «человеческих ресурсов», повышение творческой и организаторской активности персонала, формирование гуманизированной организационной культуры.

Таким образом, новая идеология управления кадрами во многом базируется на мотивации работника. Отношение работника к труду формируется под влиянием устремлений, жизненных целей, возможности самовыражения и самореализации, содержания труда.

Отсюда основными факторами мотивации к труду являются:

- признание в труде;

- достижение в труде;

- содержание труда;

- ответственность и самостоятельность;

- возможность профессионального продвижения;

- возможность развития личности работника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: