И теорий управления персоналом

Анализ современных концепций

Новые подходы к управлению кадрами связаны с концепцией качества трудовой жизни. Эта концепция логически вытекает из трудовых теорий: человеческих отношений, человеческого капитала, гуманизации труда, производственной демократии. Концепция получила распространение в практике ведущих капиталистических государств в 70-е годы. Ее основополагающие принципы:

- надлежащее справедливое вознаграждение за труд;

- безопасные и здоровые условия труда;

- непосредственная возможность для работника использовать и развить свои способности, удовлетворять потребности самореализации и самовыражении;

- возможность профессионального роста и уверенность в будущем;

- хорошие взаимоотношения в трудовом коллективе и предприятии, правовая защищенность работника на предприятии;

- достойное место работы в жизни человека;

- общественная полезность работы.

Рассматривая свою работу с позиции перечисленных составляющих качества трудовой жизни, работник оценивает имеющиеся у него возможности раскрыть свой потенциал как всю совокупность имеющихся у него знаний, опыта, интеллектуальных, творческих и организаторских способностей. При положительном результате такой оценки формируется мотивационный настрой на высокопроизводительный труд и стабильную работу на предприятии.

Одной из современных концепций управления персоналом является концепция, разработанная американскими учеными Т. Питерсон и Р. Уотерманом основными положениями которых являются:

1. ориентация на действия, предрасположенность к нововведениям;

2. постоянное удовлетворение нужд потребителя, предвосхищения его желаний;

3. поддержка самостоятельности и предприимчивости, поощрении энтузиастов;

4. рассмотрение людей как главного источника повышения производительности труда и эффективности производства;

5. связь с жизнью, ценностное руководство;

6. приверженность своему делу;

7. простая организационная форма и скромный штат управления;

8. свобода действий и жесткость одновременно, сосуществования централизации управления в том, что касается коренных ценностей и максимальной автономии раб. групп.

Другой американский ученый У. Оучи в своей теории выделил следующие принципы управления человеческими ресурсами:

- долгосрочный наем работников;

- групповое принятия чел. ресурсами;

- индивидуальное ответственность;

- оценка кадров и их продвижение;

- неспециализированная карьера;

- всесторонняя забота о работниках;

- неформальный контроль.

1.8. Содержание понятий «трудовые ресурсы»,

«персонал», «кадры»

Категория «трудовые ресурсы» впервые введена академиком С.Г.Струмилиным в 1922 г. в статье «Наши трудовые ресурсы и перспективы». В советских плановых органах трудовые ресурсы рассматривались как экономическая и планово-учетная категория.

Понятие «трудовые ресурсы» как экономическая категория рассматривает часть населения, обладающую необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями.

Понятие «трудовые ресурсы» как планово-учетная категория характеризует часть населения, находящегося в трудоспособном возрасте.

Согласно определению Е.В. Касимовского (1975 г.) «трудовые ресурсы» – это определенная совокупность трудоспособного населения, участвующего в общественном производстве. В данной категории воплощаются единство людей в биологическом и социальном смысле. В то же время при таком подходе трудовые ресурсы рассматриваются как пассивные объекты управления, которые не проявляют творчество, инициативы, собственных мотивов и интересов.

В отечественной и зарубежной литературе используются понятия «кадры» и «персонал».

Кадры – это основной состав работников предприятия. Данная категория характеризует не качество отдельного взятого индивида, а совокупность работников, объединенных в коллектив для совместного достижения общих целей организации. К кадрам не относят временных работников, совместителей, внештатных работников.

Понятие «персонал» означает весь личный состав работников (включая постоянных и временных) состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором о найме. Вместе с тем персонал в управленческой науке определяется как социально-экономическая категория, выражающая социальную общность работников конкретного предприятия. В понятии «персонал», считает Э.М. Коротков скрыт глубинный смысл, заключенный в акцентировании внимании на роли личности в социально-экономической системе. В соответствии с этим в функции управления персоналом включается как индивидуальная кадровая работа (управление индивидом) так и кадровая политика (управление коллективом) организации.

1.9. Соотношение и содержание концепций «управление кадрами», «управление персоналом», «менеджмент персонала»,

«управление человеческими ресурсами»

Концепция «управление кадрами» (1920-1940 гг. ХХ в.) основывается на системе, при которой вместо человека как личности рассматривается лишь его функция – труд, измеряемый через затраты рабочего времени. От рабочего не требуется не высокой квалификации, не проявление инициативы. Работники рассматриваются как средство достижения организаторских целей, подобно машинам, оборудованию, сырью. Кадровые службы выполняют функции основном учетно-контрольные и административно-распорядительные.

С 50-60 гг. на смену приходит концепция управления персоналом внедрение новой техники и технологии потребовали перестройки организации и трудовой мотивации с переориентацией его на творчество, повышение квалификации; создается система непрерывного проф. образования; развивается соц. партнерство, повышается роль организационной культуры.

В этих условиях система управления персоналом охватывает широкий круг управленческих проблем: подбор и профессиональную адоптацию новых работников, разработку социальных программ, вовлечения работников в управление предметом, разработку системы стимулирования производственного и творческого труда.

В данной концепции человек рассматривается не просто как исполнитель трудовой функции, а как элемент организации, субъект трудовых отношений.

В 1970-1980 гг. с развитием социально-экономических аспектов в менеджменте формируется концепция управления человеческими ресурсами если управления персоналом базировалось на представлении о работниках как о субъектах трудовых отношений, личности, то концепция управления человеческими ресурсами рассматривает людей как ключевой ресурс и социальную ценность и обосновывает целостность стратегического, инвестиционного подхода к их формированию, использованию и развитию подобно другим видам ресурсов. Работник считается не просто позицией в штатном расписании, а выступает в единстве трех компонентов: трудовой функции, социальных отношений и личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: