Расчет вклада центров ответственности

Деятельность предприятия N характеризуется следующими данными:

Счет прибылей и убытков (тыс. грн.)
Закупки заготовок 2640 Закупки комплектующих изделий 100 Расходы на персонал 1330 Аренда 490 Энергия 76 Комиссионные 35 Реклама 83 Финансовые расходы 200 Амортизация 200 Выручка от продажи 5000 Убыток 154
ИТОГО 5154 ИТОГО 5154

Отдел закупок приобрел 230000 заготовок для цеха металлообработки и 10000 заготовок для сборочного цеха по цене 11 грн. за единицу. При этом реальная цена одной заготовки на рынке 12 грн. Приобретая большое количество заготовок, отдел закупок добился скидки в 1 грн. В результате доход составил 240 тыс. грн.:

(230000+10000) * (12-11).

Общие расходы (тыс. грн.):

1) Расходы на персонал офиса - 480, из них:

генеральная дирекция - 200

администрация - 160

отдел закупок - 120

2) Расходы по финансовым операциям (% за долгосрочный кредит) - 200

3) Аренда:

офиса - 400

цеха металлообработки - 50

сборочного цеха - 40

4) Реклама:

цеха металлообработки - 33

сборочного цеха - 50

5) Амортизация:

цеха металлообработки - 150

сборочного цеха – 50

ВСЕГО общих расходов - 1453

Бухгалтер решил отнести эти расходы на два главных сектора пропорционально их расходам на персонал, которые составили:

цех металлообработки - 250000 грн.

сборочный цех - 600000 грн.

ИТОГО 850000 грн.

Распределение общих расходов:

на цех металлообработки: 250000 * 1453000: 850000 = 427353 грн.

на сборочный цех: 600000 * 1453000: 850000 = 1025647 грн.

1453000 грн.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЦЕХА МЕТАЛЛООБРАБОТКИ

1. Продажа на сторону (5000 комплектующих изделий по 200 грн.)  
2. Продажа внутри предприятия (15000 комплектующих изделий по производственной себестоимости – 141,7 грн.*)  
3. Итого продаж (п.1 + п.2)  
4. Закупка заготовок (230000 штук по 11 грн.)  
5. Расходы на персонал  
6. Энергия  
7. Итого производственные затраты (п.4 + п.5 + п.6)  
* Производственная себестоимость одного комплектующего изделия = 2834000: (5000 + 15000) = 141,7 грн.  
8. Комиссионные коммивояжерам  
9. Распределенные общие расходы  
10. ВСЕГО затрат (п.7 + п.8 + п.9)  
11. Финансовый результат (п.3 - п.10) -140853

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ СБОРОЧНОГО ЦЕХА

1. Продажа на сторону (4000 готовых изделий по 1000 грн.)  
2. Закупка комплектующих изделий на стороне (500 штук по 200 грн.)  
3. Закупка комплектующих изделий у цеха металлообработки  
4. Закупка заготовок (10000 штук по 11 грн.)  
5. Расходы на персонал  
6. Энергия  
7. Комиссионные коммивояжерам  
8. Распределенные общие расходы  
9. ВСЕГО затрат (п.2 + п.3 + п.4 + п.5 + п.6 + п.7 + п.8)  
10. Финансовый результат (п.1 - п.9) -13147
ОБЩИЙ ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ -154000

Таким образом, финансовый результат деятельности предприятия рассчитывался исходя из следующих концепций:

1) Цехи металлообработки и сборки признаны центрами прибыли;

2) Офисы фирмы являются центрами затрат. И поскольку эти затраты нужно покрыть, они отнесены к двум центрам прибыли.

В результате и цех металлообработки, и сборочный цех сработали убыточно. Причем, цех металлообработки нанес наиболее ощутимые потери предприятию (-140853 грн.).

Однако анализ результатов деятельности центров ответственности, исходя из их вклада, совершенно иначе освещает ситуацию, возникшую на предприятии.

РАСЧЕТ ВКЛАДА ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

(тыс. грн.)

Показатели Цех металлообработки Сборочный цех Итого
  Продажа на рынок      
  Продажа внутренняя по трансфертной цене (15000 * 199) Трансфертная цена (передаточная цена для выявления вклада центров ответственности) = 200 грн. за единицу за минусом комиссионного вознаграждения на одно комплектующее изделие = 200 грн. за единицу – 5000 грн.: 5000 изделий = 199 грн. за единицу   -  
  Итого продаж (п.1 + п.2)      
  Покупка заготовок по реальной цене (12 грн. за единицу)      
  Покупка комплектующих изделий: - внутренняя - внешняя   - -    
  Расходы на персонал      
  Энергия      
  Комиссионные      
  Реклама      
  Амортизация      
  Аренда      
  ИТОГО затрат (п.4 + п.5 + п.6 + п.7 + п.8 + п.9 + п.10 + п.11)      
  Вклад (п.3 - п.12)      
  Эффективность центров (п.13: п.3 * 100%) 17,1 0,1 8,6
  Расходы на офис, всего Х Х  
  в том числе: а) расходы на персонал: из них: - генеральная дирекция - администрация - отдел закупок   Х Х Х Х   Х Х Х Х  
  Б) аренда офиса Х Х  
  В) расходы по финансовым операциям Х Х  
  Разница цен закупки заготовок Х Х +240
  Финансовый результат (итого п.13 - п.15 + п.16) Х Х -154

Расчет вклада центров ответственности показал, что наиболее эффективно работал цех металлообработки (вклад - 683 тыс. грн., эффективность - 17,1%). Менее эффективно (0,1%), но также с положительным результатом (3 тыс. грн.), работал сборочный цех.

Доход от разницы цен закупок заготовок (240 тыс. грн.) в 2 раза перекрыл расходы на персонал отдела закупок. Следовательно, этот отдел полностью оправдал свое существование.

Расходы на аренду офиса и по финансовым операциям изменить практически невозможно, поскольку они обусловлены соглашениями сторон.

Расходы на персонал генеральной дирекции и администрации в общей сумме составили 360 тыс. грн. Именно эти затраты и привели к убытку по предприятию.

Таким образом, с целью улучшения финансового состояния фирмы необходимо пересмотреть штатное расписание в отношении работников генеральной дирекции и администрации.

УЧЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ОСНОВЕ СТАНДАРТНЫХ
ЗАТРАТ

Стандартные затраты на фактический объем, предусмотренные для каждого центра ответственности   Фактические затраты, отнесенные к каждому центру ответственности
     
Сравнение стандартных и фактических затрат
 
Анализ отклонений от стандартов
Внесение корректив
Пересмотр стандартов Устранение причин негативных отклонений или распространение позитивного опыта
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: