Рис. 1.2. Пирамида качества
Качество продуктаи деятельности – это непосредственное качество выполняемых работ и услуг, результатом которых является продукт.
Качество фирмы – достижение высокого организационного, технологического, экономического и т.п. уровня производства.
Всеобщее качество (ТQМ) предполагает высшее качество всей работы для достижения требуемого качества продукта.
Категория качества тесно связана с другими понятиями. Назовем главные из них.
Характеристика – взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы или графика.
Свойство – философская категория, которая выражает такую сторону предмета, которая обуславливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживает его в отношении к ним.
Потребности – неудовлетворенные требования организма (общества), необходимые для его нормальной жизнедеятельности и направленные на устранение этой неудовлетворительности.
|
|
Планирование качества – деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применение элементов системы качества. Обеспечение качества – планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, необходимые для создания достаточности в области выполнения требований к качеству. Существуют две разновидности обеспечения качества: внутреннее и внешнее. Внутреннее обеспечение качества создает уверенность в должном качестве продукции у руководства организации-товаропроизводителя, внешнее – у потребителей.
Письменную гарантию соответствия продукции установленным требованиям (стандартам) дает процедура, называемая сертификацией продукции.
Улучшение качества – мероприятия, применяемые с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгод потребителя и производителя.
Рост степени насыщения рынка товарами, попытки новых фирм найти свою нишу, усиление конкуренции вызвали к жизни понятие конкурентоспособности. Под ней чаще все понимают способность производить и реализовывать продукцию по цене не выше и по качеству не хуже, чем у любых других контрагентов в своей рыночной нише.
Качество является основой конкурентоспособности в условиях рынка. Есть несколько видов конкурентоспособности. Так, ученые выделяют конкурентоспособность: продукта; предприятия; отрасли: региона; субъекта экономики; страны в целом.
Оценка конкурентоспособности и рыночной привлекательности выпускаемой продукции основывается на анализе:
- емкости рынка;
- конкурентоспособности изделий, продукции, услуг, работ и т.п.;
|
|
- ассортимента выпускаемой продукции;
- определения соответствия отпускных цен на продукцию ее конкурентным характеристикам.
Существует множество факторовконкурентоспособности. Необходимо их четко знать и определять. Однако главным из них является – качество. Укрупненный процесс и этапы «создания качества», а значит и конкурентоспособности предприятия, показаны на рис. 1.3.
Таким образом, под факторами конкурентоспособности можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения.
В «создании качества» должны принимать участие все члены организации. Именно эта мысль и была положена в основу концепции всеобщего управления качеством (TQM), которая сегодня считается наиболее прогрессивной и подразумевает активное участие каждого сотрудника в совершенствовании качества продукции и процессов.
В соответствие со схемой «создания качества» (рис. 1.3) к действиям по обеспечению качества и конкурентоспособности продукции относятся:
- анализ актуальных и потенциальных осознанных потребителями потребностей; при наличии на рынке товаров-аналогов – анализ уровня качества этих товаров;
- прогнозирование;
- проектирование качества в процессе разработки новой продукции;
- планирование качества;
- разработка стандартов;
- контроль качества сырья, материалов и комплектующих;
- контроль в процессе производства;
- контроль готовой продукции;
- контроль реализации;
- послепродажный контроль (в условиях эксплуатации);
- обратная связь с потребителями (анализ отзывов, пожеланий и рекламаций).
Таблица 1.2.