Сравнение определений качества
Автор | Формулировки понятия качества |
В.Шухарт | Качество – это: различие между предметами; дифференциация по признаку «хороший – плохой» |
К.Исикава | Качество имеет два аспекта: объективный – это физические характеристики объекта; субъективный – насколько вещь «хороша» для потребителя. |
Дж. Джуран | Качество – это пригодность вещи для использования (соответствие назначению) |
А.Фейгенбаум | Качество изделия или услуги можно определить как совокупность технических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых они будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации |
Дж. Харрингтон | Качество – это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он себе может позволить, когда у него возникает потребность |
Г. Тагути | Качество – это потери, нанесенные обществу с момента поставки продукта |
Проблемами качества как категории занимались и многие российские ученые: Ф.Татарский, Э. Вейцман., В. Огвоздин, Л.А. Гоберман, В.А. Гоберман и др.
Таким образом, в настоящее время многие ученые связывают понятие «качество» с удовлетворением определенных ожиданий и запросов потребителей в отношении того или иного товара или услуги. При этом потребность в соответствии со словарем С.И. Ожегова определяется как «необходимость, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения». С точки зрения управления качеством характеристики потребностей должны соответствовать характеристикам качества объекта.
Основными, обобщенными требованиями потребителей к качеству продукции (услуг), т.е. к объекту, средству удовлетворения потребностей, в частности, являются следующие:
- функциональность;
- экономичность;
- безопасность;
- эстетичность;
- эргономичность (удобство) использования и др.
Требования к качеству можно определить как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта с целью их воплощения в объекте и проверки.
При проведении технических оценок термин «качество» применяется в следующих ситуациях:
- при сравнении объектов с целью выявления степени превосходства («относительное качество»);
- при количественной статистической оценке (уровень качества);
- при проведении точной технической оценки (мера качества).
В практической деятельности термин «объект» обычно заменяется термином «продукция».
Продукция представляет собой результат процесса (процессов) или какой-либо деятельности. Она может быть как материальной (изделия), так и не материальной (услуги).
Услуги производственного характера называют работами (например, установка и наладка оборудования).
Таким образом, в целом под объектом качества понимается все то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, например, деятельность, процесс; продукция; организация; система или любая комбинация их.
Виды объектов качества можно изобразить «пирамидой качества». Основные «кирпичики» этой пирамиды показаны на рис. 1.2.
Качество продуктаи деятельности – это непосредственное качество выполняемых работ и услуг, результатом которых является продукт.
Качество фирмы – достижение высокого организационного, технологического, экономического и т.п. уровня производства.
Всеобщее качество (ТQМ) предполагает высшее качество всей работы для достижения требуемого качества продукта.
Категория качества тесно связана с другими понятиями. Назовем главные из них.
Характеристика – взаимосвязь между зависимыми и независимыми переменными, выраженная в виде текста, таблицы, математической формулы или графика.
Свойство – философская категория, которая выражает такую сторону предмета, которая обуславливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживает его в отношении к ним.
Потребности – неудовлетворенные требования организма (общества), необходимые для его нормальной жизнедеятельности и направленные на устранение этой неудовлетворительности