Рис. 1.1. Классификация типов качества
2. Качество как внутреннюю определенность, выражающую целостность предмета и его сущностные характеристики.
По природе носителей качество подразделяется на:
1. Природное (материально-структурное качество), в основе которого лежат свойства самой природы (любое природное тело – почва, вода, воздух и т.п. – определяется, прежде всего, по своему материально-структурному качественному статусу).
2. Социальное качество, обусловленное особенностями социальных отношений.
3. Духовное качество, характеризующее духовный мир, мир ценностей.
В зависимости от подхода к исследованию выделяют:
1. Функциональноекачество. В его основе находится принцип специализации, назначения. Так, для работодателя функциональные качества сотрудника превыше всего.
2. Системное качество, которое значимо для рассмотрения природных, социальных и духовных явлений.
Таким образом, категория качества выражает системный подход к познанию объектов, отличая одни из них от других или выражая сходство между ними.
Идея качества всегда была в центре проблем российской культуры. В частности, качественная сторона мировоззрения, ментальности россиян была постоянно в поле зрения философов, ученых и религиозных деятелей. До нас дошли следующие положения выдающихся российских правителей, ученых, писателей, которые достаточно противоречиво оценивали, в частности, качество деятельности русского народа.
1. Владимир Всеволодович Мономах (1053 – 1125) – один из самых талантливых и образованных русских князей домоногольской поры оставил нам мудрое наставление – «Поучение», в котором он поднял, говоря современным языком, проблемы качества жизни. Он писал, что «в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело».
2. Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900) – известный философ широко использует понятие качественной определенности при анализе наравственно-философских проблем. В работе «О добродетелях» он отмечает, что «добродетель как качество есть должное отношение человека ко всему многообразию мира».
3. Русский философ Лев Платонович Карсавин (1882 – 1952) связывал наличие субъекта, его сознание и самосознание с обязательностью его качества.
4. Петр Бернгардович Струве (1870 – 1944), также отмечал в своих работах, что «большая производительность всегда опирается на более высокую личную годность».
5. Максим Горький (1868 – 1936) в своей статье «Полвека для книги» отмечал, что «русский человек в огромном большинстве – плохой работник. Ему неведом восторг строительства жизни, и процесс труда не доставляет ему радости, он хотел бы, как в сказках, строить хоромы и дворцы в 3 дня и вообще любит делать все сразу, а если сразу не удалось – он бросает дело. Однако, я уверен, что у русского человека и нет возможности быть хорошим работником – условия нашего политического и социального бытия не могли и не могут воспитать его таковым. Кто и когда учил его, что труд – основа культуры, что труд не только обязанность человека, но и наслажденье?».
6. Иван Александрович Ильин (1882 – 1954). Он увязал в одно целое решение проблемы качества и дальнейшую судьбу России. Так, в частности, он писал в статье «Спасение в качестве», что «русскому народу есть только один исход и одно спасение – возвращение к качеству и его культуре, ибо количественные пути исхожены, выстраданы и разоблачены, и количественные иллюзии на наших глазах изнашиваются до конца … Верим и знаем: придет час, и Россия восстанет из распада и унижения и начнет эпоху расцвета и величия. Но возродится она и расцветет лишь после того, как русские люди поймут, что спасение надо искать в качестве!».
7. К проблеме качества обращались в своих работах и другие русские ученые, философы:
- Илья Ильич Мечников (1845 – 1916) – «Наука и нравственность».
- Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945) – «Задачи высшего образования нашего времени» и «Философские мысли натуралиста».
- Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948) – «О культуре», «Духовное состояние мира».
- Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) – «В чем моя вера».
- Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) – «Дневник писателя».
Современные подходы к определению содержания категории «качество»
Несмотря на то, что история исследования содержания категории «качество» уже насчитывает не одну сотню лет, до сих пор учеными по этому вопросу ведется оживленная дискуссия в свете современного развития теории и практики управления. Так, авторы книги «Что такое качество» (Азгальдов Г.Г, Гличев А.В., Панов В.П.) еще в 60-х годах XX века провели своеобразное исследование. Они проанализировали 232 литературных источника, где, так или иначе, определяется термин «качество». Только в отечественной научной литературе ими было выявлено более 100 различных формулировок, определяющих понятие «качество продукции».
Все многообразие существующих трактовок категории «качество» можно объединить в следующие группы.
1. Качество как абсолютная оценка.
2. Качество как свойство продукции.
3. Качество как соответствие назначению.
4. Качество как соответствие стоимости.
5. Качество как соответствие стандартам.
В настоящее время, в частности, появилось множество разнообразных аспектов понятия «качество». Каждый из подходов содержит свои трактовки и понимание содержания этой категории в зависимости от объекта исследования.
Объектом исследования управления качеством (УК) является, в частности, не только качество материальных объектов, но и качество услуг, общественных благ (образования, здравоохранения, социального обеспечения, организации досуга, культурного и физического развития, безопасности и т.д.). Так, например, качество жизни признано международным сообществом одним из важнейших критериев, характеризующих уровень развития народов.
Современными факторами, определяющими уровень осознания и понимания современной сущности категории «качество», являются:
- мировоззренческие ориентиры личности, ее нравственные ценности;
- социальная основа, т.е. условия жизни и творчества человека в том обществе, в котором он живет;
- психологический фактор – удовлетворенность человека условиями жизни, творчества, конкретной деятельности;
- технологический фактор, определяющий значимость качества материалов, проектирования, технологий, персонала для получения конечного продукта деятельности организации, удовлетворяющего потребителя.
Проблемой качества занимались ученые и практики многих стран. Сравним, определение качества, данные ими таблице 1.2.
Таблица 1.2