Необходимость, сущность, цели, типы, объекты, субъекты аудита качества

Тема 14. АУДИТ КАЧЕСТВА, ЕГО ЦЕЛИ, ТИПЫ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

14.1. Необходимость, сущность, цели, типы, объекты, субъекты аудита качества.

14.2. Организация внутренних аудитов качества на соответствие стандартам ИСО.

14.3. Сертификационный (внешний) аудит качества.

14.4. Роль самооценки качества и методика ее проведения.

Термин «аудит» происходит от латинского слова, означающего «слушание». В России должность аудитора была введена для армии и флота Петром I (начало XVIII в.), с задачей учетно-ревизионного и юридического решения аудиторами определенных споров и судебных разбирательств, главным образом имущественного характера. Российские аудиторы, кстати, имели гораздо больше прав и обязанностей, нежели западные аудиторы того времени.

На протяжении полутора веков аудиторы России были и ревизорами, и следователями, и судьями, и прокурорами. Вплоть до реформ второй трети (до 1867 г.), в нашей стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были не мелкие частные фирмы, а высшие ревизионные военные суды при военном и морском министерствах России.

Но существовали признаки уже того времени, что аудит шел и «снизу», исходя из внутренней логики экономических преобразований, на естественном фундаменте спроса и предложения.

В СССР аудиторская деятельность также хоть и существовала, но имела те же недостатки, что и все административно-хозяйственные системы управления.

В начале 90-х годов прошлого века с началом перехода России к рынку, в условиях появления и развития множественности форм собственности, возник дефицит в специалистах-аудиторах по различным направлениям деятельности, в том числе и по управлению качеством.

В настоящее время в России еще слабо растет спрос на аудиторские услуги в целом, и на аудит управления качества, в частности. Так, если оценивать отраслевой профиль, то почти половину всех клиентов аудиторских фирм в первой половине 90-х годов прошлого века составляли торговые предприятия.

Доля промышленных предприятий в обороте аудиторских фирм едва достигала одной трети. Банки составляли примерно одну шестую часть клиентуры и почти такую же долю в обороте; доли инвестиционных институтов и страховых компаний были тоже невелики.

Аудиторская деятельность определяется в настоящее время в России как независимый вневедомственный контроль деятельности всех экономических субъектов, а также органов государственной власти и управления всех уровней и муниципальных органов.

Аудиторская проверка – независимая вневедомственная проверка экономических субъектов, в нашем случае – качества.

Аудиторские стандарты – это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе профессиональной деятельности. В качестве таких стандартов выступают, разработанные ведущими специалистами фирм и проверенные на практике методики проведения конкретных аудиторских процедур, в том числе и в области качества.

Аудиторские стандарты включают в себя следующие основные виды:

1. Общие стандарты аудита.

2. Рабочие стандарты аудита.

3. Стандарты отчетности.

4. Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности, в частности, в области качества.

Еще в 90-х годах прошлого века Госстандарт РФ утвердил и зарегистрировал «Систему сертификации услуг по подготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством» Академии проблем качества (Система «Качество»). Главная цель этой системы – повышение качества образования и содействия в развитии единой образовательной программы в подготовке и переподготовке специалистов в области метрологии, стандартизации, сертификации и управления качеством. Эта система полностью отвечает требованиям Единой согласованной системы ЕОК для регистрации (сертификации) специалистов в области качества.

В 1998 году Министерство образования России открыло новую специальность 340 100 «Управление качеством» с присвоением квалификации «инженер-менеджер». Кроме общих знаний менеджера программа обучения инженеров-менеджеров включала инженерные знания: метрологии, стандартизации, сертификации, методы и средства измерений, испытаний и контроля, квалиметрия, информационная технология в управлении качеством, основы CALS-технологий. В настоящее время Учебно-методическим советом по специальности «Управление качеством» разрабатывает проекты новых государственных образовательных стандартов, определяющих требования к минимуму содержания и уровню подготовку выпускников вузов по разным направлениям управления качеством: окружающей среды, инноваций, менеджмента качества, менеджер систем качества.

В частности, в соответствии с принятой ЕОК концепцией обучения специалистов в области качества открытый в Москве Европейский центрпо качеству (ЕПЦ), который готовит преподавателей в области качества, включает девять категорий персонала по качеству.

1. Специалист в области качества – специалист внедрения систем качества.

2. Менеджер систем качества – специалист внедрения систем качества в организации.

3. Аудитор по качеству – это специалист, который подготовлен и аттестован для проведения внешних аудитов (аудитов третьей стороны).

4. Эксперт качества – это специалист для проведения самооценок систем качества собственной организации (внутренних оценок) или внешних организаций в составе комиссий по присуждению национальных премий в области качества и других задач.

5. Профессионал в области качества (Руководитель TQM по ЕОК) – это специалист высшей квалификации в области качества.

6. Менеджер по защите окружающей среды.

7. Аудитор по защите окружающей среды – специалист, который подготовлен для проведения аудитов по защите окружающей среды (аудитов второй и третьей стороны).

8. Менеджерсистем охраны здоровья и безопасности.

9. Аудитор охраны здоровья и безопасности – специалист, который подготовлен и квалифицирован для проведения аудитов систем охраны здоровья и безопасности (аудитов второй и третьей стороны).

Начиная с 2002 г. в Системе «Качество» организуется подготовка специалистов в области качества по ряду категорий специальностей Квалифицированного перечня. (См. также: Шубенкина Н.М. Тотальный менеджмент качества таблицу «Организация обучению управления качеством на японском строительном предприятии» с. 205).

Большую роль в развитии аудита в России сыграл недавно принятый ФЗ РФ «Об аудите в РФ» от 2002 года. Он значительно углубил Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 года № 1482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ».

Интересна история и эволюция аудита. Исторически первым видом был аудит первой стороны, который выполняется самой организацией как внутренняя проверка способности обеспечивать запланированные результаты.

Внешнее обеспечение качества (аудиты второй стороны) интенсивно стали использовать в мировой практике в 60-70-е годы XX-го века. Появление данного типа оценки, аудита было вызвано тем, что крупные компании, деятельность которых значительно зависела от поставщиков (предприятия оборонной и аэрокосмической промышленности, энергетики), распространяли процедуры управления качеством на своих поставщиков, чьи системы качества должны были соответствовать стандартам заказчика. Соответствие проверялось заказчиком, т.е. аудиты второй стороны.

В 1987году в связи с введение однородных критериев деятельности организации в области управления качеством в рамках ИСО серии 9000 появился аудит третьей стороны (сертификация). Данный тип оценки, аудита проводится организациями, специализирующимися на оценке соответствия систем качества стандартам ИСО серии 9000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: