Свойства внимания

Функция регуляции и контроля протекания деятельности.

Функции.

Теория формирования и развития интеллектуальных операций П.Я. Гальперина

Согласно точке зрения П.Я. Гальперина, непроизвольное внимание, как и произвольное, также контроль, но контроль за тем, что в предмете само бросается в глаза.

· Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент а психике человека.

· Главная функция внимания – контроль над содержанием действия, психического образа и др. в каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя представлена вниманием.

· В отличии от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.

· Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не каждый контроль следует рассматривать как внимание. Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.

· Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания – и произвольного и непроизвольного – являются результатом формирования новых умственных действий.

· Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, или образцу

1. Отбор значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, данной деятельности воздействий и игнорирование (устранение, торможение) других – несущественных воздействий.

2. Функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов, определенного предметного содержания) до тех пор пака не завершиться акт поведения. Пока не будет достигнута цель.

1. Объем внимания – верхний предел множества объектов, которые одновременно может отразить психика (количество объектов, которые мы можем охватить с достаточной ясностью одновременно). Нем. психолог Мюллер экспериментально определил магическое число 7+- 2 для взрослых (3-5 (редко 6) в 0.1 сек, а слуховое на 1 меньше), у детей меньше (2-4). Измеряется с помощью тахистоскопа – прибора, позволяющего предъявить определенное количество раздражителей так быстро, что испытуемый не смог бы перевести глаза с одного объекта на другой.

2. Распределение внимания – возможность одновременно удерживать в сфере внимания несколько объектов, одинаково отчетливо распределяться по всему объему внимания (способность выполнять несколько видов деятельности одновременно). Важно для учителя (одновременно заполнять журнал и поддерживать дисциплину в классе). Возможно, если одна деятельность доведена до состояния навыка, т.е. автоматизирована и выведена из контроля сознания. Особенно трудно 2 мыслительных процесса с разным содержанием: обдумывание мысли и слушание рассуждения на другую тему. Изучается методом корректурной пробы (зачеркиваем буквы разными способами).

3. Концентрация внимания – степень сосредоточенности психики на какой-либо деятельности или ее объектах (степень сосредоточенности или интенсивности внимания). Влияет на продуктивность деятельности, темп выполнения и отсутствие ошибок. Исследования Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания.

4. Также изучается методом корректурная проба, тест Бурдона, для дошкольников – с геометрическими фигурами

5. Переключение (переключаемость) внимания – намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой, переход с одной деятельности на другую. Неодинакова у разных людей и зависит от ряда условий (отношения субъекта к предшествующей и последующей деятельностью). После шутки на уроке кто-то быстро включается в работу, а кто-то до конца урока смеется. Своевременная смена деятельностей на уроке должна быть (частое и редкое переключение влияют негативно на продуктивность и психическое состояние). Переключение внимания важнее и существеннее отдыха для человека (Н.П. Бехтерева).

Непреднамеренный, несознательный переход – отвлечение ( у мл. школьников часто ).

Затрудненное переключение – персеверация (назойливо повторяющееся циклическое повторение действия, движения, представления, идеи ).

При высокой концентрации внимания его переключение затруднено, что приводит к рассеянности (мнимая) (второй вид – подлинная рассеянность - частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности из-за неумения сосредотачиваться, «скольжение внимания», избытка всевозможных и притом неглубоких интересов).

Используют метод сложения с переключением и красно-черные таблицы Шульте.

6. Устойчивость внимания – длительность сосредоточения внимания на объекте (без изменения его характеристик), насколько во времени неизменными остаются объем, концентрация, переключение, распределение) (сколько времени может непрерывно поддерживаться внимание на одном объекте). Может быть названа как сопротивляемость помехам или резистентность. По Н.Ф. Добрынину, ученики 9-11 лет удерживают внимание к работе в течении 40 мин.

7. Колебания внимания – экспериментально Н.Н. Ланге выяснил, что внимание подвержено непроизвольным колебаниям (флюктуации): слушаем часы: то слышим, то нет. От 2-3 сек. до 12 сек. Шнурованное внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: