Внимание. Познавательные (когнитивные) процессы это психические явления, в совокупности своей непосредственно обеспечивающие познание

Познавательные (когнитивные) процессы это психические явления, в совокупности своей непосредственно обеспечивающие познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение и использование.

Лекция 6. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ (КОГНИТИВНЫЕ) ПРОЦЕССЫ. ВНИМАНИЕ. ПАМЯТЬ.

Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем мире, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения.

Изучение познавательных процессов позволит ответить на вопросы, как люди получают информацию, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и эти знания влияют на наше внимание и поведение.

Традиционно: процессы чувственного познания (ощущение, восприятие) и процессы логического познания (мышление и воображение), а также:

1. специфические или собственно познавательные процессы – дают знание субъекта о мире и о себе, полученное либо чувственно либо рационально:

Ощущение – это выделение свойств предметов, чувственность,

Восприятие – это восприятие предмета в целом

Мышление – это отражение отношений между предметами, существенных для познания свойств

2. неспецифические, т.е. универсальные, сквозные, психические процессы походят сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление. Благодаря им субъект имеет возможность сохранять единство своего Я во времени:

Память позволяет удерживать прошлый опыт

Внимание помогает извлекать настоящий (актуальный) опыт

Воображение прогнозирует будущий опыт.

Любая деятельность человека обеспечена познавательными процессами. Познавательный процесс формируется за счет познавательных действий – это некий целостный акт, в который входят все познавательные процессы, 1 из которых будет доминировать, при заучивании стихотворения – память (1 одновременного процесса нет, каждый за что-то отвечает).

(Алексей Алексеевич Ухтомский, Д.Н. Узнадзе, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин)

Ученые подсчитали, что человеческий взор перемещается за день 100000 раз. Представьте себе, что эти перемещения никак не связаны между собой, совершенно бесцельны и неуправляемы. Едва ли наблюдатель сможет разобраться в этом хаосе впечатлений. Поэтому ему нужен своеобразный компас, который бы указывал направление наблюдения. Роль такого компаса выполняет внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности, а под сосредоточением – углубление в данную деятельность и отвлечение от всего остального. То, к чему привлечено внимание становится для нас «фигурой», а все остальное – «фоном».

Его называют регулятором деятельности, т.к. в большей или меньшей степени присутствует в любой сознательной деятельности: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали. Внимание включено в процесс восприятия (обуславливает избирательность и отбор информации, поступающей через органы чувств), памяти, мышления, воображения.

Внимание не имеет собственного содержания, а проявляется внутри других познавательных процессов и характеризует динамику их протекания. Внимание не обнаруживается «в чистом виде», это всегда «внимание к чему-то. Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов. Внимание обуславливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающий через органы чувств. Процесс внимания сопровождается повышением сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Физиологические основы внимания:

Внимание, как и любой психический процесс связан с определенными физиологическими явлениями. Внимание не имеет никакого специального нервного центра. Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие – заторможенными.

Внимание обеспечивается за счет явления доминанты: наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях

- наличие участков коры ГМ с повышенной в данный момент возбудимостью;

- образование новых условно-рефлекторных связей и успешная выработка дифференцировки;

- наличие отрицательной индукции между участками с повышенной и пониженной возбудимостью;

- наличие явления доминанты – преобладающий очаг возбуждения в г\м, связанный с повышением внимания или актуальной потребностью, введено А.А. Ухтомским.

Внимание характеризуется определенными сдвигами в организме человека. Происходит изменение сердечно-сосудистой деятельности и дыхания, отмечаются сосудистые и кожно-гальванические реакции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: