Решения о специальном заказе
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИМЕР.
Спортивный клуб "Канонада " хочет закупить в компании "Спорт " 100 двуместных байдарок по 900 грн за единицу, хоть обычная цена их реализации — 1 200 грн.
Бухгалтер компании "Спорт" составил калькуляцию специального заказа:
№ | Статья затрат | Общие затраты, грн | Расходы на единицу, грн |
Основные материалы | |||
Основная зарплата | |||
Общепроизводственные расходы (в частности 60% — постоянные расходы) | |||
Расходы на сбыт (в частности 40% — постоянные расходы) | |||
Всего | 102 000 |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Допустим, что производственные мощности компании "Спурт " вполне загружены и принятие специального заказа приведет к сокращению объема продажи тех байдарок, которые продаются по 1 200 грн.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИМЕР.
Магазин "Эдельвейс " имеет такие результаты деятельности за отчетный период
Статья | Секции | Всего | ||
Обувь | Одежда | Канцтовары | ||
Продажа | 1 600 | 3 800 | ||
Переменные расходы | 1 600 | 1 120 | 2 840 | |
Маржинальный доход | ||||
Постоянные расходы | ||||
На содержание секции | ||||
На содержание магазина в целом | ||||
Операционная прибыль (убыток) | (20) |
Допустим, что ликвидация секции обуви не приведет к сокращению общехозяйственных расходов магазина, а площадь секции не будет использована для реализации других товаров.
Влияние ликвидации секции обуви на результаты деятельности магазина в целом, тыс. грн
Статья | До изменения | Ликвидация секции обуви | После изменения |
Продажа | 3 800 | ||
Переменные расходы | 2 840 | ||
Маржинальный доход | |||
Постоянные расходы на содержание секции | |||
Взнос в покрытие общих расходов и прибыль | |||
Общехозяйственные расходы | |||
Операционная прибыль |
Маржинальный анализ последствий ликвидации секции обуви, тыс. грн
Маржинальный доход, который теряется | |
Постоянные расходы, которых можно избежать | |
Уменьшение прибыли в результате ликвидации секции обуви |
Допустим, что площадь, высвобожденная в результате ликвидации секции обуви будет использована для расширения секции одежды, которая обеспечит рост продажи на 1 000 тыс. грн и будет требовать дополнительных постоянных расходов на содержание секции в сумме 140 тыс. грн.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Влияние ликвидации секции обуви и расширения секции одежды на результаты деятельности магазина, тыс. грн
Статья | До изменения | Ликвидация секции обуви | Расширение секции одежды | После изменений |
Продажа | 3 800 | |||
Переменные расходы | 2 840 | |||
Маржинальный доход | ||||
Постоянные расходы на содержание секции | ||||
Взнос в покрытие общих расходов и прибыль | ||||
Общепроизводственные расходы | ||||
Операционная прибыль |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решение "производить или покупать"
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИМЕР.
Компания производит сложную деталь Х - которую использует для производства основной продукции.
Годовая потребность компании — 20 000 деталей Х. Расчет себестоимости производства этой детали приведено в таблице:
Статья | Сумма, грн |
Прямые материалы | |
Прямая зарплата | |
Амортизация специального оборудования (оборудование не имеет ликвидационной стоимости) | |
Переменные общепроизводственные расходы | |
Постоянные общепроизводственные расходы | |
Всего |
Поставщик предлагает деталь Х по цене 50грн. Стоит ли принять предложение?
Анализ для принятия решения "производить или покупать" детали Х
Показатель | Расходы на ед., грн | Релевантные затрата на единицу, грн | Общие релевантные расходы, грн | ||
Производить | Покупать | Производить | Покупать | ||
Прямые материалы | - | ||||
Прямая зарплата | - | ||||
Амортизация специального оборудования | - | - | |||
Переменные общепро-изводственные расходы | - | ||||
Постоянные общепро-изводственные расходы | - | - | |||
Стоимость приобретения детали | - | - | |||
Всего | |||||
Дифференциальные расходы |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Допустим, что в случае прекращения производства детали Х компания может сдать свободную производственную площадь в аренду за 30 000 грн на месяц.
Стоит ли в этом случае принимать предложение поставщика?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ для принятия решения с учетом потерянной возможности, грн
Расходы | Производить | Покупать |
Реальные расходы | ||
Альтернативные расходы | ||
Всего расходов | ||
Дифференциальные расходы |
Допустим, кроме передачи в аренду есть возможность использовать свободную производственную площадь для выработки другой продукции, которая обеспечит дополнительный годовой маржинальный доход 400 000 грн.
Анализ для принятия решения в условиях нескольких вариантов
Показатель | Вариант решения | |||
Производить | Покупать ине использовать мощность | Купить и сдать свободную площадь в аренду | Купить и использовать свободную площадь для производства другой продукции | |
Доход от аренды | ||||
Маржинальный доход от другой продукции | ||||
Расходы на деталь Х | ||||
Чистые релевантные расходы |
Решение "продаватьилиобрабатыватьдальше "
ПРИМЕР.
Предприятие изготовляет модные майки с надписью "I love you ". На протяжении отчетного периода 200 изделий имели дефекты через нечеткое нанесение рисунка.
Предприятие имеет возможность продать эти майки за полцены (10 грн) в дисконтную сеть или повторно нанести рисунок и продать майки по обычной цене 20 грн за единицу.
Прямые расходы (краска, оплата труда) на заделе единицы составляют 4 грн, а дополнительные накладные расходы на обработку партии 200 ед. равняется 400 грн.
Дифференциальный анализ ожидаемых релевантных доходов и расходов, грн
Показатель | Дополнительная обработка | Продажа в дисконтную сеть | Разница |
Доход от продажи | |||
Прямые расходы | |||
Общепроизводственные расходы | |||
Всего | |||
Маржинальный доход |
ПРИМЕР.
Парфюмерная фабрика "Золушка " производит в одном процессе три вида кремов:
Продукт | Объем производства, банок | Цена за банку, грн | Расходы после точки разделения, грн |
Крем "Гармония" | 9 000 | 45 000 | |
Крем "Лакмус" | 4 500 | 13 500 | |
Крем "Мечта" | 1 500 | 16 500 | |
Всего | 15 000 | Х | 75 000 |
Общие расходы | Х | Х | 150 000 |
Руководство рассматривает альтернативу: продать крем "Гармония" в точке разделения за 11 грн или продолжить его обработку и реализовать по цене 15 грн за банку.
Допустим, что в случае продажи крема "Гармония " в точке разделения есть возможность избежать всех расходов (45 000 грн) после точки разделения.
Дифференциальный анализ альтернативы "Продавать или обрабатывать дальше"
Показатель | Обработка после точки разделения | Продажа в точке разделения | Разница |
Доход | |||
Общие расходы | |||
Расходы после точки разделения | |||
Валовая прибыль |
Допустим, что 25% расходов, связанных с дополнительной обработкой крема "Гармония ", составляют постоянные производственные накладные расходы, которых нельзя избежать в краткосрочной перспективе.
Дифференциальный анализ альтернативы «Продавать или обрабатывать дальше»
Показатель | Обработка после точки разделения | Продажа в точке разделения | Разница |
Доход | |||
Общие расходы | |||
Расходы после точки разделения | |||
Валовая прибыль |