Решения о специальном заказе
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИМЕР.
Спортивный клуб "Канонада " хочет закупить в компании "Спорт " 100 двуместных байдарок по 900 грн за единицу, хоть обычная цена их реализации — 1 200 грн.
Бухгалтер компании "Спорт" составил калькуляцию специального заказа:
| № | Статья затрат | Общие затраты, грн | Расходы на единицу, грн |
| Основные материалы | |||
| Основная зарплата | |||
| Общепроизводственные расходы (в частности 60% — постоянные расходы) | |||
| Расходы на сбыт (в частности 40% — постоянные расходы) | |||
| Всего | 102 000 |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Допустим, что производственные мощности компании "Спурт " вполне загружены и принятие специального заказа приведет к сокращению объема продажи тех байдарок, которые продаются по 1 200 грн.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИМЕР.
Магазин "Эдельвейс " имеет такие результаты деятельности за отчетный период
| Статья | Секции | Всего | ||
| Обувь | Одежда | Канцтовары | ||
| Продажа | 1 600 | 3 800 | ||
| Переменные расходы | 1 600 | 1 120 | 2 840 | |
| Маржинальный доход | ||||
| Постоянные расходы | ||||
| На содержание секции | ||||
| На содержание магазина в целом | ||||
| Операционная прибыль (убыток) | (20) |
Допустим, что ликвидация секции обуви не приведет к сокращению общехозяйственных расходов магазина, а площадь секции не будет использована для реализации других товаров.
Влияние ликвидации секции обуви на результаты деятельности магазина в целом, тыс. грн
| Статья | До изменения | Ликвидация секции обуви | После изменения |
| Продажа | 3 800 | ||
| Переменные расходы | 2 840 | ||
| Маржинальный доход | |||
| Постоянные расходы на содержание секции | |||
| Взнос в покрытие общих расходов и прибыль | |||
| Общехозяйственные расходы | |||
| Операционная прибыль |
Маржинальный анализ последствий ликвидации секции обуви, тыс. грн
| Маржинальный доход, который теряется | |
| Постоянные расходы, которых можно избежать | |
| Уменьшение прибыли в результате ликвидации секции обуви |
Допустим, что площадь, высвобожденная в результате ликвидации секции обуви будет использована для расширения секции одежды, которая обеспечит рост продажи на 1 000 тыс. грн и будет требовать дополнительных постоянных расходов на содержание секции в сумме 140 тыс. грн.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Влияние ликвидации секции обуви и расширения секции одежды на результаты деятельности магазина, тыс. грн
| Статья | До изменения | Ликвидация секции обуви | Расширение секции одежды | После изменений |
| Продажа | 3 800 | |||
| Переменные расходы | 2 840 | |||
| Маржинальный доход | ||||
| Постоянные расходы на содержание секции | ||||
| Взнос в покрытие общих расходов и прибыль | ||||
| Общепроизводственные расходы | ||||
| Операционная прибыль |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решение "производить или покупать"
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИМЕР.
Компания производит сложную деталь Х - которую использует для производства основной продукции.
Годовая потребность компании — 20 000 деталей Х. Расчет себестоимости производства этой детали приведено в таблице:
| Статья | Сумма, грн |
| Прямые материалы | |
| Прямая зарплата | |
| Амортизация специального оборудования (оборудование не имеет ликвидационной стоимости) | |
| Переменные общепроизводственные расходы | |
| Постоянные общепроизводственные расходы | |
| Всего |
Поставщик предлагает деталь Х по цене 50грн. Стоит ли принять предложение?
Анализ для принятия решения "производить или покупать" детали Х
| Показатель | Расходы на ед., грн | Релевантные затрата на единицу, грн | Общие релевантные расходы, грн | ||
| Производить | Покупать | Производить | Покупать | ||
| Прямые материалы | - | ||||
| Прямая зарплата | - | ||||
| Амортизация специального оборудования | - | - | |||
| Переменные общепро-изводственные расходы | - | ||||
| Постоянные общепро-изводственные расходы | - | - | |||
| Стоимость приобретения детали | - | - | |||
| Всего | |||||
| Дифференциальные расходы |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Допустим, что в случае прекращения производства детали Х компания может сдать свободную производственную площадь в аренду за 30 000 грн на месяц.
Стоит ли в этом случае принимать предложение поставщика?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ для принятия решения с учетом потерянной возможности, грн
| Расходы | Производить | Покупать |
| Реальные расходы | ||
| Альтернативные расходы | ||
| Всего расходов | ||
| Дифференциальные расходы |
Допустим, кроме передачи в аренду есть возможность использовать свободную производственную площадь для выработки другой продукции, которая обеспечит дополнительный годовой маржинальный доход 400 000 грн.
Анализ для принятия решения в условиях нескольких вариантов
| Показатель | Вариант решения | |||
| Производить | Покупать ине использовать мощность | Купить и сдать свободную площадь в аренду | Купить и использовать свободную площадь для производства другой продукции | |
| Доход от аренды | ||||
| Маржинальный доход от другой продукции | ||||
| Расходы на деталь Х | ||||
| Чистые релевантные расходы |
Решение "продаватьилиобрабатыватьдальше "
ПРИМЕР.
Предприятие изготовляет модные майки с надписью "I love you ". На протяжении отчетного периода 200 изделий имели дефекты через нечеткое нанесение рисунка.
Предприятие имеет возможность продать эти майки за полцены (10 грн) в дисконтную сеть или повторно нанести рисунок и продать майки по обычной цене 20 грн за единицу.
Прямые расходы (краска, оплата труда) на заделе единицы составляют 4 грн, а дополнительные накладные расходы на обработку партии 200 ед. равняется 400 грн.
Дифференциальный анализ ожидаемых релевантных доходов и расходов, грн
| Показатель | Дополнительная обработка | Продажа в дисконтную сеть | Разница |
| Доход от продажи | |||
| Прямые расходы | |||
| Общепроизводственные расходы | |||
| Всего | |||
| Маржинальный доход |
ПРИМЕР.
Парфюмерная фабрика "Золушка " производит в одном процессе три вида кремов:
| Продукт | Объем производства, банок | Цена за банку, грн | Расходы после точки разделения, грн |
| Крем "Гармония" | 9 000 | 45 000 | |
| Крем "Лакмус" | 4 500 | 13 500 | |
| Крем "Мечта" | 1 500 | 16 500 | |
| Всего | 15 000 | Х | 75 000 |
| Общие расходы | Х | Х | 150 000 |
Руководство рассматривает альтернативу: продать крем "Гармония" в точке разделения за 11 грн или продолжить его обработку и реализовать по цене 15 грн за банку.
Допустим, что в случае продажи крема "Гармония " в точке разделения есть возможность избежать всех расходов (45 000 грн) после точки разделения.
Дифференциальный анализ альтернативы "Продавать или обрабатывать дальше"
| Показатель | Обработка после точки разделения | Продажа в точке разделения | Разница |
| Доход | |||
| Общие расходы | |||
| Расходы после точки разделения | |||
| Валовая прибыль |
Допустим, что 25% расходов, связанных с дополнительной обработкой крема "Гармония ", составляют постоянные производственные накладные расходы, которых нельзя избежать в краткосрочной перспективе.
Дифференциальный анализ альтернативы «Продавать или обрабатывать дальше»
| Показатель | Обработка после точки разделения | Продажа в точке разделения | Разница |
| Доход | |||
| Общие расходы | |||
| Расходы после точки разделения | |||
| Валовая прибыль |






