1.3. Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений. Этические нормы поведения бухгалтера.
1 В настоящее время, когда предприятие стало юридически и экономически самостоятельным, эффективное управление производственной деятельностью все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб.
Деятельность предприятия и результаты его работы зависят от непрерывной последовательности принимаемых решений, каждое из которых вызывает движение материальных, трудовых и финансовых ресурсов и оказывает воздействие на финансово-экономическое состояние предприятия.
Информационное обеспечение процесса управления включает бухгалтерскую и статистическую отчётность, оперативные данные и не учётные сведения.
Непосредственное исполнение данных бухгалтерского учета для целей управления затруднёно по следующим причинам:
· сложность понимания экономического содержания статей и форм бухгалтерской отчётности, их взаимосвязи;
|
|
· ретроспективный характер ведения бухгалтерского учета;
· необходимость включения и оценки альтернативных действий;
· необходимость формирования информации с разным уровнем обобщения в зависимости от уровня управления;
· возрастание знач. оперативной информации
Решение указанных проблем привело к разделению бухгалтерского учета на финансовый и управленческий.
Управленческий учёт представляет собой информационно-вычислительную систему объединяющую совокупность форм и методов планирования, учёта, контроля и анализа, направленных на формирование альтернативных вариантов работы предприятия и предназначенных для информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений. Таким образом, управленческий учет можно определить как вид деятельности в рамках одной организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, контроля, и управления деятельностью организации.
Управленческий учёт, являясь частью системы управления предприятием формирует информацию для:
1. планирования будущей стратегии и тактики функционирования предприятия в целом и осуществления отдельных операций, оптимизации использования ресурсов;
2. измерения и оценки эффективности хозяйствования в целом и в разрезе подразделений, выявление степени рентабельности отдельных видов продукции;
3. контроля экономичности текущей деятельности предприятия в целом и по подразделениям;
4. для корректировки управленческих воздействий на ход производства и реализации продукции.
К практическим задачам управленческого учёта относят:
|
|
· выявление областей наиб. риска в деятельности предприятия;
· формирование ценовой политики предприятия в т. ч. в пределах скидок при различных условиях сбыта и платежа;
· формирование ассортимент. политики и выявление убыточных видов продукции;
· оценка эффективности дополнит. затрат и рациональности капитальных вложений.
Управленческий учёт строится на соблюдении следующих принципов формирования информации:
1. принцип опережения данных для принятия управленческих решений (важнее правильная оценка предстоящих доходов и расходов, чем констатация упущенных возможностей);
2. принцип ответственности за последствия принятых решений (управленческий учёт теряет смысл, если нет ответственности за результаты хозяйствования на всех уровнях управления);
3. принцип целостности (управленческий учёт должен обеспечивать согласованность данных с показателями финансового учёта);
4. принцип понятности (данные представляются в виде аналитических таблиц, графиков, удобных и понятных для пользователей).
Информация управленческого учёта предназначена для внутреннего управления предприятием и носит конфиденциальный характер.
2 Управленческий и финансовый учёт переплетаются между собой. Взаимодействие управленческого финансового учёта достигается на основе преемственности и комплексного использования первичной информации, единства норм и нормативов.
Каждому виду учёта присущи свои особенности, но они имеют общие характеристики в принципах построения и применяемых методов.
Различия между финансовым и управленческим учётом представим в форме таблицы.
Характеристика | Финансовый учёт | Управленческий учёт |
1. Обязательность ведения учёта | обязателен по общепринятым нормам и независимо от того считает ли руководитель эти данные полезными | ведётся по усмотрению руководства без относит. норм и юридических требований, главное – полезность информации для принятия решений |
2. Цель ведения учёта | составление финансовых документов для внеш. пользователей | ведётся для целей внутр. управления как ср-во обеспечения планирования, регулирования и контроля |
3. Пользование информации | акционеры, фин.-кредит. учреждения, органы гос. контроля. Их запросы считаются одинаковыми | менеджеры разл. уровней управления,. руководители предприятия. Запросы специфич. |
4. Базисная структура | балансовое управление А=К+общества | В соотношении эл-тов раздела в балансе должны информировать о диспропорциях капиталовложений, платёжеспособность, устойчивость, и финансовая независимость |
5. Привязка во времени | Прошлые и настоящие проводки выполняются после совершения соотв. Операций. Данные носят историч. характер. Цель – показать «как это было» | Настоящее и будущее кроме историч. инф-ции оценки и планы на будущее. Цель – показать «как должно быть» |
6. Представление информации | Денежное выражение стандарт. формы представления информации | Денежное и натуральное выражение, информация представляется в форме удобной для пользователя |
7. Точность информации | Максимальная точность | Приблизительные и примерные оценки, ослабление требований к точности в пользу быстроты получения информации |
8. Периодичность отч-ти | По кварталам, по итогам года | Детализиров. отчёты ежемесячно, отчёты по видам деятельности еженедельно |
9. Объект отчётности | Организация как единое целое | Подразделения выделен. по произ-вам, видам деятельности, центрам ответ-ти |
10. Ответственность за неправильное ведение учёта | Наложение штраф. санкций налог. органами за искажение фин. Результата в целях налогообложения | Дисциплинарная ответственность, причиной привлечения к ответственности могут быть только решения, а не данные учёта |
3 Бухгалтер – аналитик, обеспечивает сбор и предоставление информации для принятия управленческих решений. Этим определяется его роль в процессе управления. До недавнего времени управленческие функции бухгалтерии ограничивались контролем за соблюдением законности совершаемых операций. В современных условиях возрастает роль бухгалтера в подготовке информации на всех этапах планирования и регулирования.
|
|
В процессе управления и планирования учёт необходим для обеспечения данных за прошедшие периоды с целью прогнозирования, а также текущих данных для выявления фактов отклонения от стратегии, требующих её изменения. Учёт информации также используется для оценки альтернативных стратегий и капиталовложений. Бухгалтер-аналитик обеспечивает сбор и предоставление информации.
· В процессе среднесрочного управления учётная информация также используется для прогнозирования и принятия решений о том, какие товары продавать, по каким ценам, на каких рынках. Роль бухгалтера-аналитика сводится к сбору такой информации. Кроме того он определяет методику составления сметы, координирует разработку операционных планов и бюджетов, следит за взаимоувязанностью, разрабатывает интегрированные бюджеты.
В процессе оперативного управления учётная информация используется для контроля за соответствием фактических и плановых показателей, выявление причин критических отклонений. Это позволяет менеджеру не уделять внимание тем показателям, которые находятся в плановых рамках и сосредоточиться на операциях, вносящих отклонения от плана. Задача бухгалтера в первичном анализе отклонений.
В силу специфики своей профессии бухгалтеры имеют дело с большими денежными суммами, дорогостоящими материальными ценностями, обладают информацией, позволяющей как развивать, так разрушать предприятия. Поэтому бухгалтеры должны обладать не только высокими профессиональными качествами, но и соответствовать особым морально-этическим требованиям. К основным положениям этических кодексов бухгалтера в большинстве стран относятся:
|
|
· Ответственность, бухгалтер несёт полную профессиональную и моральную. ответственность за результаты своей деятельности;
· Обществ. интерес, бухгалтер принимает обязательство служить общественным интересам и руководствоваться ими в своей деятельности;
· Честность, добросовестное и честное исполнение профессиональных обязанностей, исключение случаев умышленного нарушения законов и преднамеренного обмана;
· Объективность и независимость должны сохраняться при рассмотрении сложных спорных вопросов, чьё-либо персональное влияние не может служить основанием для сознательного допущения нарушений законности;
· Надлежащее исполнение, т. е. чёткое соответствие выполняем. бухгалтером обязанностей, принятым стандартам, нормам и правилам с использованием современной общепринятой методики ведения учёта;
· Конфиденциальность не должна обнародоваться информация затрагивающая чьи-либо интересы без получения специального разрешения со стороны заинтересованного лица. Если бухгалтер обнаружил нарушение законности конфиденциального характера, он обязан поставить в известность об этом руководителя предприятия и предложить им законные варианты незамедлительного устранения этих нарушений.
Затраты и их классификация
1. Концепции и терминология классификации издержек.
2. Произв. мощности, линейная зависимость и релевантные уровни.