Понятие качества

Учебно-тематический план

Очная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Семинарские занятия Практические занятия
               
               
  Сущность, назначение и основные понятия уголовного процесса         -  
  Уголовно-процессуальный закон         -  
  Принципы уголовного процесса         -  
  Участники уголовного судопроизводства. Учреждения и органы ФСИН России как органы дознания            
  Процессуальные сроки, издержки и документы            
  Доказательства и доказывание в уголовном процессе            
  Меры процессуального принуждения            
  Ходатайства, жалобы и реабилитация            
  Стадия возбуждения уголовного дела. Особенности регистрации и проверки сообщений о преступлениях в учреждениях УИС            
  Стадия предварительного расследования. Взаимодействие органов и учреждений ФСИН России в ходе предварительного расследования с другими правоохранительными органами            
  Производство следственных действий в стадии предварительного расследования            
  Привлечение лица в качестве обвиняемого            
  Приостановление предварительного расследования            
  Окончание предварительного следствия            
  Дознание            
  Подсудность. Стадия подготовки к судебному разбирательству            
  Стадия судебного разбирательства            
  Приговор            
  Особый порядок судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением и наличии досудебного соглашения о сотрудничестве            
  Производство по уголовным делам, подсудным мировому судье            
  Судебное разбирательство с участием присяжных заседателей            
  Производство в суде второй инстанции            
  Стадия исполнения приговора. Участие органов и учреждений УИС в деятельности по разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора            
  Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений по уголовным делам            
  Стадия возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств            
  Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних            
  Производство о применении принудительных мер медицинского характера            
  Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц            
  Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства. Уголовный процесс зарубежных государств       -    
Форма контроля – курсовая работа, зачет, экзамен
Итого            

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как "обеспечение качества", "управление качеством", "спираль качества". Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Они положили начало сертификации систем качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента — менеджмента качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM (total quality management) — всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.

 
 

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно, регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО — жесткая ориентация на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1.1).

 
 

Рис. 1. 1. Пирамида качества

Наверху пирамиды находится TQM — всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, требуемых условий труда. Качество работы включает обоснованность Принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. На этом этапе непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации:

Для дальнейшего уточнения понятия "управление качеством продукции" целесообразно уточнить трактовку понятия "продукция". Необходимость такого уточнения обусловлена тем, что понятие "продукция" не совсем точно дается даже в инструктивных материалах, действующих в Российской Федерации. Так, в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках" приведен показатель "выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг...". Но ведь товары, работы и услуги входят в общее понятие "продукция™. Продукция — комплексное понятие. Это - результат деятельности фирмы, который может быть представлен товарами, продуктами (имеющими вещественную форму) и услугами (не имеющими вещественной формы). Услуги производственного характера (ремонт и т. п.) называют работами.

Для того чтобы произвести ту или иную продукцию, выполнить работу, оказать услугу, необходимо осуществить целый ряд операций, подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.

Формирование качества продукции начинается на стадии ее проектирования. Так, в фазе исследования разрабатывают технические и экономические принципы, создают функциональные образцы (модели). После этого создают основу производственной документации и опытный образец. На стадии конструктивно-технологических работ подготавливают внедрение изделия в производство.

Качество работы, как уже отмечалось, непосредственно связано с обеспечением функционирования фирмы. Это — качество руководства и управления (планирование, анализ, контроль). От качества планирования (разработки стратегии, системы планов и т.п.) зависят достижение поставленных целей и качество фирмы.

Понятие качества формировалось под воздействием историко-производственных обстоятельств. Каждое общественное производство имело свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности (точность размеров, прочность ткани и т.п.).

Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.

С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизация производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникло понятие надежность. Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В связи с необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве.

Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов.

Качество, как его понимает производитель, и качество, как его понимает потребитель, понятия взаимосвязанные. Производитель должен проявлять заботу о качестве в течение всего периода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание. Особенно это важно для товаров, отличающихся сложностью эксплуатации, программных продуктов.

Вернемся к уточнению понятия качества. В литературе понятие качества трактуется по-разному. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях командно-административной и рыночной экономики.

В условиях командно-административной экономики качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.

1.3. Квалиметрия – наука о способах измерения качества

Качество изделия может проявляться в процессе потребления. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложилось именно в условиях рыночной экономики.

Идея такого подхода к определению качества продукции содержится в специальной науке — квалиметрии. Квалиметрия - наука о способах измерения и количественной оценке качества продукции и услуг. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта. Для того чтобы судить о качестве продукта, недостаточно только данных о его свойствах. Нужно учитывать и условия, в которых продукт будет использован.

Большую роль в развитии квалиметрии сыграли исследования Г.Г. Азгальдова, А.В. Гличева, Э.П. Райхмана и других отечественных ученых. Интересные подходы к квалиметрии содержатся в работах Дж. Ван Эттингера и Дж. Ситтига, которые считали, что качество может быть выражено цифровыми значениями, если потребитель в состоянии группировать свойства в порядке их важности.

Суть измерения качества в квалиметрии состоит в следующем.

Ø Для каждого вида продукции учитываются свои специфические уровни качества, зафиксированные в стандартах и действующих технических условиях. Качество характеризуется определенным технико-экономическим параметром (потребительным свойством): емкость холодильника, скорость автомобиля, ходимость автопокрышек, содержание основного компонента (активного вещества) и др.

Ø Выбирается эталон качества.

Ø Достигнутое качество сопоставляется с эталоном.

Пример. Средняя продолжительность горения электроламп определенной мощности, изготовленных на предприятии, 400 часов. Эталонное значение срока службы 450 часов.

Тогда оценка качества (коэффициент качества): 400/450 = 0,89. Качество не соответствует эталону.

Качество может быть оценено по нескольким параметрам. Применительно к электролампам наряду с продолжительностью горения учитывают коэффициент полезного действия.

Пусть в приведенном примере коэффициент полезного действия имеет эталонное значение 20 лм/Вт, а фактический коэффициент равен 18. Коэффициент качества по второму параметру — 0,90.

Для сводной или обобщенной оценки качества Госстандартом России рекомендовано использовать среднюю геометрическую, т. е. извлечь квадратный корень из произведения индивидуальных коэффициентов (индексов) качества:,~0,89 0,90= 0,895. Это говорит о несоответствии качества эталону.

Таким образом, качество может соответствовать эталону, быть ниже или выше эталона.

Сводная оценка качества связана с так называемым интегральным качеством. Это понятие было введено А.В. Гличевым, В.П. Пановым и Г.Г. Азгальдовым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: