Контент-анализ групповых качеств использовался нами в этносоцио-логическом исследовании при выявлении характеристик модальной личности, в частности в форме этнических автостереотипов («русские о русских») и этнических гетеростереотипов («русские о других народах»).
При формулировке открытого вопроса: «Назовите пять основных качеств, присущих, с вашей точки зрения, большинству русских (немцев, чеченцев и др.)» смысловой единицей анализа стали групповые свойства «воображаемой реальности» - национального характера.
Ясно, что в качестве системы предзаданных категорий следует использовать структуру характерологических свойств личности, экстраполируя их в данном случае на этническую группу. Мы обратились к структуре, разработанной психологом В.Н. Панферовым, несколько адаптировав ее с учетом этносоциологической специфики нашего исследования.
Всего было названо 304 качества-автостереотипа, в том числе 230 понятий (основная смысловая единица) и 74 оценочных суждения, развернутых в предложения (дополнительная смысловая единица), которые содержались в 2125 ответах петербуржцев (1996 г., 724 человека, квотная выборка).
|
|
В 1997-1998 гг. изучалось восприятие петербуржцами русской национальности модальных символических образов других народов, а именно (в алфавитном порядке): американцев, армян, евреев, немцев, татар, украинцев, французов, цыган, чеченцев, эстонцев и японцев.
Ответы в обоих случаях были классифицированы по девяти категориям (рубрикам) с внутренним делением в каждой из рубрик на преобладанием отрицательной оценки.
Матричная структура выглядит следующим образом.
1. Общий стиль поведения. В эту категорию вошли качества, которые в целом определяют поступки человека, его поведенческие реакции. Например, с одной стороны, простота (простодушие), откровенность, искренность, порядочность, постоянство, а с другой - хитрость, скрытность, неискренность, непорядочность и непостоянство. Всего было названо 40 качеств, содержащихся в 456 ответах.
2. Общий стиль деятельности. В эту категорию вносились качества,
в которых отражается отношение человека к деятельности в целом, в том числе и к труду. Например, трудолюбие, выносливость, работоспособность, с одной стороны, и лень, безделье, халатность - с другой. Всего 25 качеств, содержащихся в 300 ответах.
3. Отношение к людям. К этой категории причислялись качества,
которые наиболее очевидно проявляются в межличностных отношениях, в коммуникации. Например, гостеприимство, радушие, отзывчивость, милосердие, общительность, с одной стороны, и завистливость, недоверчивость, бестактность - с другой. Всего 50 качеств, содержащихся в 548 ответах.
|
|
4. Отношение к себе. В эту категорию вошли качества, в известном
смысле противоположные предыдущей рубрике, в которых отчетливо проступает самоотношение. Например, гордость, самолюбие, уверенность в себе, с одной стороны, и непритязательность, закомплексованность, неудовлетворенность собой - с другой. Всеuо 23 качества, содержащихся в 73 ответах.
5. Волевые качества. В эту категорию попали качества, которые характеризуют человека с точки зрения волевых усилий или отсутствия таковых. Например, терпение, стойкость, уравновешенность, смелость, с одной стороны, и безволие, пассивность, нерешительность, покорность - с другой. Всего 40 качеств, содержащихся в 264 ответах.
6. Качества ума. К этой категории причислялись качества интеллекта, способности человека, проявляющиеся в мыслительной, духовной деятельности. Например, ум, смекалка, любознательность, талантливость, с одной стороны, и глупость, ограниченность, тупоумие, бездарность - с другой. Всего 26 качеств, содержащихся в 114 ответах.
7. Эмоциональные качества. Эта категория состояла из качеств, связанных с эмоционально-чувственной сферой самовыражения. Например, чувствительность, сентиментальность, порывистость, с одной стороны, и бесчувственность, импульсивность - с другой. Всего 14 качеств, содержащихся в 41 ответе.
Следующие две категории были внесены нами дополнительно, исходя из содержания смысловых единиц, и уже выходят за пределы собственно характерологических свойств.
1. Социальное поведение. В эту категорию включались социальные
и политические характеристики личности. Например, патриотизм,
коллективизм, национальная гордость, с одной стороны, и пьянство, воровство, паразитизм - с другой. Всего 41 качество, содержащееся в 188 ответах.
2. Ментальные характеристики. Эта наиболее общая и условная
категория классификации, в нее вносились развернутые суждения, определяющие менталитет народа, его, по Леви-Строссу, «психологическую оснастку». Например, расчет на авось, непредсказуемость в критической ситуации, вера в доброго царя, широта души при узости ума и т. п. Всего 45 суждений, содержащихся в 141 ответе.
В последнем случае, когда речь идет о квантификации суждений, а не понятий, необходимо группировать смысловые единицы по их подобию. Так, к примеру, были объединены в одно смысловое «гнездо» такие утверждения, как «вера в доброго царя», «вера в вождя», «вера в сильную личность» и «поклонение идолам».
Вообще, после первичной квантификации единиц анализа целесообразно провести вторичную группировку единиц для укрупнения смысловых блоков.
Так, например, вполне корректно рассматривать как единое «гнездо» понятий-символов, такие как отвага, смелость, мужество, храбрость или доброжелательность, отзывчивость, дружелюбие, сочувствие. При подобном укрупнении процентные соотношения признаков приобретают большую наглядность и отчетливость.
Каким образом проводится интерпретация данных матрицы? В данном случае она выглядела следующим образом.
· Сопоставлялась общая частотность ответов по каждой из выделенных категорий в целом и по соотношению качеств с преобладанием положительной или отрицательной оценки. В модальной личности русского человека, как выяснилось, преобладают свойства, внесенные в рубрики «Общий стиль поведения» и «Отношение к людям». Вместе с тем значительно слабее по насыщению ответами представлена рубрика «Самоотношение». Это свидетельствует о преобладании групповой самоидентификации над индивидуально-личностной.
· Сравнивалась частотность положительных и отрицательных качеств в целом по матрице независимо от категории, в которую они включены. Было обнаружено, что положительные автостереотипы значимо преобладают над отрицательными, за исключением рубрики «Общий стиль деятельности», в которой частотность негативных оценок превышает позитивные примерно в три раза.
|
|
· На основании ранжирования наиболее часто фиксируемых респондентами понятий был составлен образ типичного русского человека, каким он выглядит в восприятии членов собственной этнической группы, а также модальные образы других народов по представлениям русских.
Эти образы по своей сути соответствуют модальной личности по Р. Линтону и А. Инкелесу, обусловленной сходными приемами семейной социализации. Образ русского включал следующие характеристики: добрый, терпеливый, гостеприимный, ленивый, дружелюбный, с широкой душой, патриот, доверчивый, открытый, пьющий.
Конечно, это не реально существующий русский национальный характер, а лишь его символическое отражение в сознании русских же людей, своего рода самофотография, безусловно упрощенная и приблизительная, но тем не менее отражающая существенные черты национального самосознания представителей этого народа.
Каким образом фиксируются и представляются признаки модальной личности по результатам анализа? Представим это на конкретном примере.
Пример. Модальные качества украинца (по представлениям русских).
В целом:
положительных качеств – 177, ответов – 631.
Отрицательных качеств – 162, ответов – 443.
Итого: - 339 при 1074 ответах.
Процентное соотношение положительных и отрицательных качеств +52,2/-47,8%;
Процентное соотношение положительных и отрицательных ответов +58,7/-41,3.
Качества, упомянутые более чем 5% респондентов: