Контент-анализ групповых качеств

Контент-анализ групповых качеств использовался нами в этносоцио-логическом исследовании при выявлении характеристик модальной личности, в частности в форме этнических автостереотипов («рус­ские о русских») и этнических гетеростереотипов («русские о других народах»).

При формулировке открытого вопроса: «Назовите пять основных качеств, присущих, с вашей точки зрения, большинству русских (нем­цев, чеченцев и др.)» смысловой единицей анализа стали групповые свойства «воображаемой реальности» - национального характера.

Ясно, что в качестве системы предзаданных категорий следует ис­пользовать структуру характерологических свойств личности, экст­раполируя их в данном случае на этническую группу. Мы обратились к структуре, разработанной психологом В.Н. Пан­феровым, несколько адаптировав ее с учетом этносоциологической специфики нашего исследования.

Всего было названо 304 качества-автостереотипа, в том числе 230 понятий (основная смысловая единица) и 74 оценочных суждения, развернутых в предложения (дополнительная смысловая единица), которые содержались в 2125 ответах петербуржцев (1996 г., 724 чело­века, квотная выборка).

В 1997-1998 гг. изучалось восприятие петербуржцами русской национальности модальных символических образов других народов, а именно (в алфавитном порядке): американцев, армян, евреев, немцев, татар, украинцев, французов, цыган, чеченцев, эстонцев и японцев.

Ответы в обоих случаях были классифицированы по девяти кате­гориям (рубрикам) с внутренним делением в каждой из рубрик на преоб­ладанием отрицательной оценки.

Матричная структура выглядит следующим образом.

1. Общий стиль поведения. В эту категорию вошли качества, которые в целом определяют поступки человека, его поведенческие реакции. Например, с одной стороны, простота (простодушие), откровенность, искренность, порядочность, постоянство, а с дру­гой - хитрость, скрытность, неискренность, непорядочность и непостоянство. Всего было названо 40 качеств, содержащихся в 456 ответах.

2. Общий стиль деятельности. В эту категорию вносились качества,
в которых отражается отношение человека к деятельности в целом, в том числе и к труду. Например, трудолюбие, выносливость, работоспособность, с одной стороны, и лень, безделье, халатность - с другой. Всего 25 качеств, содержащихся в 300 ответах.

3. Отношение к людям. К этой категории причислялись качества,
которые наиболее очевидно проявляются в межличностных отношениях, в коммуникации. Например, гостеприимство, радушие, отзывчивость, милосердие, общительность, с одной стороны, и за­вистливость, недоверчивость, бестактность - с другой. Всего 50 качеств, содержащихся в 548 ответах.

4. Отношение к себе. В эту категорию вошли качества, в известном
смысле противоположные предыдущей рубрике, в которых отчетливо проступает самоотношение. Например, гордость, самолюбие, уверенность в себе, с одной стороны, и непритязательность, за­комплексованность, неудовлетворенность собой - с другой. Все­uо 23 качества, содержащихся в 73 ответах.

5. Волевые качества. В эту категорию попали качества, которые ха­рактеризуют человека с точки зрения волевых усилий или отсутствия таковых. Например, терпение, стойкость, уравновешенность, смелость, с одной стороны, и безволие, пассивность, нерешительность, покорность - с другой. Всего 40 качеств, содержащихся в 264 ответах.

6. Качества ума. К этой категории причислялись качества интеллекта, способности человека, проявляющиеся в мыслительной, ду­ховной деятельности. Например, ум, смекалка, любознательность, талантливость, с одной стороны, и глупость, ограниченность, тупоумие, бездарность - с другой. Всего 26 качеств, содержащихся в 114 ответах.

7. Эмоциональные качества. Эта категория состояла из качеств, связанных с эмоционально-чувственной сферой самовыражения. Например, чувствительность, сентиментальность, порывистость, с одной стороны, и бесчувственность, импульсивность - с другой. Всего 14 качеств, содержащихся в 41 ответе.

Следующие две категории были внесены нами дополнительно, исходя из содержания смысловых единиц, и уже выходят за пределы собственно характерологических свойств.

1. Социальное поведение. В эту категорию включались социальные
и политические характеристики личности. Например, патриотизм,
коллективизм, национальная гордость, с одной стороны, и пьянство, воровство, паразитизм - с другой. Всего 41 качество, содер­жащееся в 188 ответах.

2. Ментальные характеристики. Эта наиболее общая и условная
категория классификации, в нее вносились развернутые суж­дения, определяющие менталитет народа, его, по Леви-Строссу, «психологическую оснастку». Например, расчет на авось, непред­сказуемость в критической ситуации, вера в доброго царя, широта души при узости ума и т. п. Всего 45 суждений, содержащихся в 141 ответе.

В последнем случае, когда речь идет о квантификации суждений, а не понятий, необходимо группировать смысловые единицы по их подобию. Так, к примеру, были объединены в одно смысловое «гнез­до» такие утверждения, как «вера в доброго царя», «вера в вождя», «вера в сильную личность» и «поклонение идолам».

Вообще, после первичной квантификации единиц анализа целе­сообразно провести вторичную группировку единиц для укрупнения смысловых блоков.

Так, например, вполне корректно рассматривать как единое «гнез­до» понятий-символов, такие как отвага, смелость, мужество, храб­рость или доброжелательность, отзывчивость, дружелюбие, сочувствие. При подобном укрупнении процентные соотношения признаков приобретают большую наглядность и отчетливость.

Каким образом проводится интерпретация данных матрицы? В дан­ном случае она выглядела следующим образом.

· Сопоставлялась общая частотность ответов по каждой из выде­ленных категорий в целом и по соотношению качеств с преобла­данием положительной или отрицательной оценки. В модальной личности русского человека, как выяснилось, преобладают свой­ства, внесенные в рубрики «Общий стиль поведения» и «Отноше­ние к людям». Вместе с тем значительно слабее по насыщению от­ветами представлена рубрика «Самоотношение». Это свидетель­ствует о преобладании групповой самоидентификации над инди­видуально-личностной.

· Сравнивалась частотность положительных и отрицательных ка­честв в целом по матрице независимо от категории, в которую они включены. Было обнаружено, что положительные автостереоти­пы значимо преобладают над отрицательными, за исключением рубрики «Общий стиль деятельности», в которой частотность не­гативных оценок превышает позитивные примерно в три раза.

· На основании ранжирования наиболее часто фиксируемых рес­пондентами понятий был составлен образ типичного русского че­ловека, каким он выглядит в восприятии членов собственной эт­нической группы, а также модальные образы других народов по представлениям русских.

Эти образы по своей сути соответствуют модальной личности по Р. Линтону и А. Инкелесу, обусловленной сходными приемами се­мейной социализации. Образ русского включал следующие характеристики: добрый, тер­пеливый, гостеприимный, ленивый, дружелюбный, с широкой душой, патриот, доверчивый, открытый, пьющий.

Конечно, это не реально существующий русский национальный характер, а лишь его символическое отражение в сознании русских же людей, своего рода самофотография, безусловно упрощенная и приблизительная, но тем не менее отражающая существенные черты национального самосознания представителей этого народа.

Каким образом фиксируются и представляются признаки модаль­ной личности по результатам анализа? Представим это на конкрет­ном примере.

Пример. Модальные качества украинца (по представлениям русских).
В целом:

положительных качеств – 177, ответов – 631.

Отрицательных качеств – 162, ответов – 443.

Итого: - 339 при 1074 ответах.

Процентное соотношение положительных и отрицательных качеств +52,2/-47,8%;

Процентное соотношение положительных и отрицательных ответов +58,7/-41,3.

Качества, упомянутые более чем 5% респондентов:



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: