Понятие конкурентоспособности продукции и предприятия

В условиях рыночно ориентированной экономики, в которой определяющее значение имеет рынок потребителей, конкурентоспособность продукции является важнейшим фактором и индикаторам успешной деятельности предприятий.

Под конкурентоспособностью продукции понимается относительная интегральная характеристика, отражающая отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и затратам на ее удовлетворение.

В математической форме условие конкурентоспособности продукции может быть выражено двумя условиями:

- технические параметры потребности ≤ технические параметры товара;

- финансовые возможности потребителя для удовлетворения данной потребности ≥ цена продукции.

Таким образом, составляющими конкурентоспособности продукции являются:

- качество продукции;

- экономические параметры (цена, эксплуатационные затраты);

- социально-организационные факторы (отражают социальную структуру потребителей, национальные особенности организации производства, сбыта, рекламы).

Наряду с термином конкурентоспособность продукции используется понятие конкурентоспособность предприятия.

Конкурентоспособность предприятия – это способность создавать и использовать стратегические факторы успеха, выгодно отличающие предприятие от конкурентов и дающие определенные рыночные преимущества выпускаемой продукции.

Выделим основные отличия конкурентоспособности предприятия от конкурентоспособности товара:

1) более длительный промежуток времени оценки;

1) осуществление оценки не только потребителем и другими контактными аудиториями, но и самим производителем;

2) конкурентоспособность предприятия наступает при условии конкурентоспособности всех производимых им товаров либо ведущей группы товаров, оказывающей решающее воздействие на результативность хозяйствования.

В качестве основных групп факторов конкурентоспособности предприятия можно выделить качественную, маркетинговую, коммерческую составляющие и гудвилл. Качественная составляющая включает в себя технико-экономические параметры продукции (капиталоемкость, материалоемкость, наукоемкость, качество продукции). Маркетинговая составляющая конкурентоспособности характеризует предприятие с точки зрения эффективности маркетинговых мер воздействия на рынок. Успех предприятия в современных условиях во многом определяется степенью ориентации на запросы потребителей, умением создавать и корректировать спрос на свою продукцию, наличием эффективной сбытовой и коммуникационной политики. Содержание коммерческой составляющей конкурентоспособности определяет опыт коммерческой деятельности предприятия; использование гибкой ценовой политики; организация послегарантийного обслуживания; умение вести переговоры и заключать сделки; ведение деловых операций. Относительно новым фактором конкурентоспособности является имидж предприятия, или ее гудвилл. В данное понятие включаются известность предприятия и его бренда, отношение потребителей к продукции предприятия, размеры и характер интеллектуальной собственности. Оценка денежного выражения гуд-вилл осуществляется путем вычитания из рыночной стоимости предприятия балансовой стоимости его активов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: