double arrow

Показатели, определяющие качество и конкурентоспособность продукции

Особое значение проблемы качества продукции определяется тем, что она является комплексной и затрагивает интересы, как производителей, так и потребителей и общества в целом. Качество продукции для потребителя означает пригодность к применению, надежность, соблюдение сроков поставки, наличие системы технического сервиса, снижение удельных издержек. Для общества в целом повышение качества продукции рассматривается в аспекте ограничения риска от ее применения или потребления, минимизации загрязнения окружающей среды, сбережения ресурсов, решения социальных задач. Выпуск качественной продукции предприятиями-изготовителями является фактором ее конкурентоспособности и успешного продвижения на внутренние и внешние рынки, обеспечения роста объема продаж и прибыли, эффективности использования производственных ресурсов, повышения степени адаптивности к изменяющимся условиям внешней среды, активизации процесса поиска и внедрения инноваций. Высокое качество продукции отечественных предприятий обеспечивает целый ряд преимуществ и для национальной экономики: увеличение экспортного потенциала, усиление экономической независимости государства и его безопасности, ускорение научно-технического прогресса, рост благосостояния общества, создание предпосылок для устойчивого экономического роста.

В 1987 году Международной организацией по стандартизации ИСО была разработана терминология в области качества продукции. В соответствии с данной терминологией под качествомпродукции понимается совокупность характеристик, придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Описание качества продукции производится с помощью единичных, комплексных и обобщающих показателей.

Единичные показатели качества, характеризующие определенное свойство продукции, объединяются в следующие группы:

Ø назначения – характеризуют область применения и функции продукции (производительность, мощность, точность работы и др.);

Ø надежности как свойства изделия сохранять эксплутационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени (безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость, долговечность);

Ø технологичности, которая отражает эффективность конструктивно-технологических решений (материалоемкость изделия, трудоемкость изготовления и т. д.);

Ø эстетические – характеризуют внешний вид изделия (оригинальность, гармоничность, рациональность формы и др.);

Ø эргономические – отражают взаимодействие в системе «человек-изделие-среда» и характеризуют соответствие изделия гигиеническим, антропометрическим, физиологическим и психологическим потребностям человека (вибрация, освещенность, шум и т. п.);

Ø стандартизации и унификации – показывают степень использования стандартизированных и унифицированных узлов, деталей;

Ø патентно-правовые – отражают степень защищенности патентами основных технических решений изделия;

Ø транспортабельности – приспособленность продукции для транспортировки;

Ø экологические – уровень воздействия на окружающую среду (содержание вредных примесей, вероятность выброса вредных веществ);

Ø безопасности – для покупателя и обслуживающего персонала.

Для определения значений показателей качества применяются различные методы:

o измерительный – реализуется с помощью специальных приборов, инструментов;

o регистрационный – основан на регистрации числа определенных событий (отказов), подсчете предметов (унифицированных, защищенных патентами);

o вычислительный – предусматривает применение математических моделей;

o органолептический – в основе лежит анализ восприятия органов чувств;

o социологический – сбор и анализ мнений фактических или потенциальных потребителей;

o экспертный – реализуется группой специалистов (дизайнеров, дегустаторов и др.).

Комплексные показатели качества характеризуют несколько свойств изделия. Они используются при управлении качеством продукции, оценке ее конкурентоспособности. Для расчета комплексных показателей качества продукции используются аналитический или коэффициентный метод. Аналитический метод применим при возможности установления функциональной зависимости комплексного показателя от единичных. При коэффициентном методе комплексный показатель образуется в результате суммирования единичных показателей, взвешенный на коэффициенты значимости.

Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества всей продукции в целом. В качестве таковых используют удельный вес новой продукции, продукции, поставляемой на экспорт, соответствующей мировому уровню качества, сертифицированной продукции в ее общем объеме.

В основе оценки конкурентоспособности продукции лежит сопоставление полезного эффекта и затрат по ее использованию.

Большей конкурентоспособностью К на рынке обладает тот, кто благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект Р по отношению к цене потребления С. Условие предпочтения одного из товаров всем иным имеет вид: К=Р/С→max. Это и есть условие конкурентоспособности товара в самом общем виде.

Конкурентоспособность товара является относительной величиной и выражается безразмерным показателем. Под воздействием научно-технического прогресса, моды и возрастающих требований рынка уровень конкурентоспособности уже находящегося на рынке товара постоянно снижается. Поэтому вновь создаваемая продукция должна обладать определенным запасом конкурентоспособности, и тем большим, чем длительнее период ее освоения.

Конкурентоспособность товара тесно привязана к конкретному рынку (внутреннему, региональному, общенациональному, международному и т.д.) и требованиям строго определенных групп потребителей. Погоня за «излишним» качеством может сделать товар недосягаемым по цене для больших групп потребителей и не обеспечит ему необходимый уровень конкурентоспособности. В ряде случаев для успешной реализации товар может не иметь самый высокий технический уровень. На практике нередки случаи, когда изделие, с технической точки зрения отвечающее мировым образцам, не находит активного сбыта на конкретном рынке, т.е. не имеет должной конкурентоспособности.

Ещё раз подчеркнём, что необходимым условием создания конкурентоспособного товара является конкурентоспособность производителя.

Можно выделить три основных фактора, учитывающих условия производства, реализации и потребления, оказывающих влияние на конкурентоспособность продукции: качество изделий; экономические показатели, определяемые затратами потребителя на приобретение и эксплуатацию товаров; организация продажи и продвижения товаров на рынке. Другими словами, товар имеет качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели.

Критерии, по которым потребитель оценивает товар, включают в себя гораздо больше аспектов, чем качество и цена потребления.

.


Сейчас читают про: