Сила характера
Цельность
Активность
Степень глубины
Черты личности
В волевой стороне характера различают
Истоки характера человека и ключ к его формированию — в побуждениях и мотивах его деятельности.
3.2. Структура характера
Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.
Черты активности |
Черты стойкости характера |
Черты организованности |
Интеллектуальные черты |
Эмоциональные черты характера |
Идеалы |
Цели |
Интересы |
Устойчивые потребности |
Склонности |
Установки |
Системы взаимосвязанных психических свойств называют симптомокомплексами.
Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (самооценка, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты) |
Черты, показывающие отношение человека к деятельности (трудо-любие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, иници-ативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недо-бросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность) |
Отношение человека к другим людям (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, коллективизм и противоположные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм) |
|
|
Черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами). |
Мотивационные Инструментальные
(Побуждают и направляют (Придают ей определенный
деятельность) стиль)
Структурные свойства личности.
1) Отражает связь черт характера со стержневыми отношениями личности.
2) Отсутствие в характере противоречи-вых черт, соответствие между направленностью и деятельностью, сознанием и поступками человека.
3) Позволяет судить о его определенности.
4) Проявляется как постоянная потребность человека быть в деятельном состоянии.
5) С какой энергией человек преследует поставленные перед собой цели, в последовательности действий и упорстве, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений.
3.3. Классификация характеров
Личности свойственны: гармоничность развития в целом, обучаемость, гибкость поведения, способность к перестройке, умение решать организационные вопросы и т.д.
|
|
Акцентуацию можно определить как дисгармоничность развития характера, гипертрофиро-ванную выраженность отдельных его черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет ее адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т. е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию.