Тема 1.2. Научные сведения о цвете

Цель урока: познакомить студентов с научными сведениями о цвете, охарактеризовать историю классификации цветов.

План урока:

1. Научные дисциплины, изучающие цвет.

2. История классификации цветов: первый период – с доисторических времен по XVI век; второй период – от XVII века до наших дней.

Студент должен:

знать: научные сведения о цвете, историю классификации цветов, включающую два больших периода.

Ответы на вопросы плана урока:

1. Проблемами цвета занимается целый ряд наук и научных дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Физику, прежде всего, интересует энергетическая природа цвета, физиологию – процесс восприятия цвета человеком и превращения его в цвет, психологию – проблема восприятия цвета и воздействия его на психику, способность вызывать различные эмоции, биологию – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых организмов и растений. Между естественнонаучным изучением цвета и художественным, эстетическим освоением его имеется существенное различие. Физик может определить качественные и количественные характеристики цвета через длину волны, но не может анализировать эстетическую природу цвета, не выходя за пределы своей науки. Также и другие исследователи в своей области науки.

2. Многообразие наблюдаемых в природе цветов художники и ученые издавна стремились привести в какую-либо систему – расположить все цвета в определенном порядке, выделить среди них основные и производные. Это было продиктовано потребностями практической деятельности и науки, таких областей научного знания, как биология, минералогия, медицина. Большое значение систематизация цветов имеет для теории живописи, архитектуры и дизайна. Если проследить историю систематизации и классификации цветов, то ее можно подразделить на два больших периода: первый – с доисторических времен по XVI в. и второй – от XVII в. до наших дней. В первый период классификация цветов строилась на основе культовой мифологии и на эстетических оценках цвета (с учетом некоторых, часто практических, моментов). Так, первобытные народы отождествляли цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными стихиями. Такими являлись кровь, молоко, огонь, земля. Им соответствуют красный, белый и черный. С дальнейшим развитием земледелия, скотоводства, с выявлением главных богов эта триада цветов усложняется. Например, у греков и китайцев к ней присоединился желтый, у китайцев и египтян – синий цвет неба, а у всех народов – зеленый цвет растительности. Более сложные общественные отношения и развитие науки в эллинистическую пору античной культуры вносят изменения в классификацию цветов и их сочетаний: цвета делят на благородные и низкие, культурные и варварские, темные и яркие. В это время появляется деление на цвета архитектурной полихромии и цвета живописи. Но надо отметить, что остается еще классификация цвета на основе мифологической традиции. Христианская религия и ее догматы в средневековой Европе подразделяют цвета на «божественные» и «богопротивные»: первые – это главные, почитаемые и прекрасные, остальные – второстепенные, или презираемые (серый и коричневый). В странах Ближнего Востока большое влияние на классификацию цвета оказывал ислам. В эпоху Возрождения в Европе получили распространение античная и средневековая классификация цвета, дополненные Леонардо да Винчи «практически живописной» системой цветов, которая основывалась на минимальную палитру живописца. Леонардо да Винчи выделил четыре главных цвета в природе: желтый, синий, красный, зеленый. Как видим, усложнение культуры вело к усложнению проблемы классификации цветов. С середины XVII в. меняются представления о природе цвета. Основы современных научных понятий о цвете заложены И. Ньютоном в опубликованной им в 1672 г. работе «Новая теория света и цвета». Ньютон впервые проводит деление науки о цвете на две части: объективную (физическую) и субъективную, связанную с чувственным восприятием. Он установил, что солнечный свет имеет сложный состав и состоит из излучений с различными показателями преломления, что однородное излучение не может изменить своего первоначального цвета, каким бы преобразованиям оно не подвергалось. Получив солнечный спектр и дав объяснение его природе, Ньютон положил начало линейной систематизации цветов. Эти цвета он разделил на однородные (первичные, или простые) и неоднородные (производные). Семь «простых» спектральных цветов и один – пурпурный, образованный смешением крайних цветов спектра, послужили основой для систематики цветов в виде круга. Ньютон дал правильное объяснение цветам естественных тел, поверхностей предметов. Ему принадлежат первые опыты по оптическому смешению цветов. В конце XVIII в. к системе цветов в виде круга пришел В. Гете, предложив новый способ классификации цветов – по физическому принципу. Построенный им цветовой круг состоит из трех пар контрастных цветов. Основой круга служит треугольник главных цветов. Желтый и синий соответствуют светлому и темному и являются первичными цветами, т.к. возникли из противоположностей. Красный цвет Гете рассматривал как усиление желтого, фиолетовый – синего. В 1772 г. немецкий ученый Ламберт (1728–1777) попытался построить классификацию цветов, отображающую изменение цвета по светлоте и насыщенности. В 1810 г. свою теорию цвета опубликовал немецкий живописец Филипп Отто Рунге (1777–1810), в которой он впервые занялся вопросом малонасыщенных цветов. В результате его трудов цветовая система приобрела третье измерение. Немецкий художник построил «цветовой шар», в котором соединились спектральные и ахроматические цвета, разбеленные, зачерненные. В XIX в. Г. Гельмгольц (1821–1894) в своих работах уточняет вопрос об основных цветах – красном, зеленом и синем, дающих в слагательных смесях все остальные цвета спектра в любой насыщенности. Физиологическая оптика приняла эту триаду за основу. Однако не утратила своего значения и триада основных красок – красной, желтой и синей, которые составляют основу цветового круга. Г. Гельмгольц установил три компонента для характеристики цветов: цветовой тон, насыщенность и светлоту. Э. Геринг (1834–1918) определил три области исследования цвета: физическую, физиологическую, психологическую. В. Максвелл (1831–1879) опубликовал свои работы по изучению восприятия цветов, которые заложили основы трехкомпонентной теории зрения. Таким образом, к концу XIX в. завершился основной период научного познания различных частных явлений в области цвета, цветовые системы дифференцировались и специализировались применительно к каждой отрасли науки или производства. В начале XX в. продолжается процесс дифференциации и специализации наук и производства. Появляется потребность в точном наименовании, классификации и систематизации цветов. Начало XX в. – новый период создания научных систем, разработки способов количественной оценки и измерения цвета. Огромная работа в области систематизации цветов была проделана рядом ученых: В. Оствальд (1853–1932) – «цветовое тело» Оствальда, А.Г. Манселл (1859–1918) – пространственная модель, основанная на цветовом шаре Рунге, Ж. Гилдон и В. Райтон – точные исследования по определению функций сложения цветов (полученные конгрессом МКО в 1931 г. данные были положены в основу международной системы измерения цвета) и др. Вклад в науку о цвете в это время внесли и выдающиеся художники, такие как В. Кандинский и П. Клее. В настоящее время японским институтом цвета разработана новая «Практическая цветовая координационная система» (усовершенствованный вариант системы А. Манселла). В России опубликованы работы Мюнхенского института прикладной цветотехники, посвященные систематизации цветов. Рассматривая вопрос классификации и систематизации цвета, необходимо отметить значимость цветовых гармоний как объекта изучения, так как проблемы цветовой гармонии принадлежат к наиболее сложным проблемам эстетики. Этим и обуславливается внимание к проблеме гармонии цвета многочисленных специалистов: архитекторов, дизайнеров, художников и теоретиков искусства.

Вопросы для повторения:

1. Какие научные дисциплины занимаются проблемами цвета?

2. Дайте характеристику первому периоду классификации цветов – с доисторических времен по XVI век?

3. Дайте характеристику второму периоду классификации цветов – о XVII века до наших дней?

Литература:

1. Живопись: Учеб. пособие для вузов /Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, И.Н. Стор и др.- М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

2. Одноралов Н.В. Материалы в изобразительном искусстве. – М.: Просвещение, 1983.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: