double arrow

Тема 1.1. Роль и назначение предмета «Цветоведение»

Раздел 1. Введение.

Тематический план учебной дисциплины 3, 4 курсы

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ – 0876 «РЕКЛАМА»

ВОРОНЕЖ 2010

№ п/п Перечень разделов, тем Мак. учеб. нагр. Всего Теор ия Практ Сам. раб. студ.
1. Введение
1.1 Роль и назначение предмета «Цветоведение»
1.2 Научные сведения о цвете  
1.3 Цветовой круг
1.4 Основные характеристики цвета  
1.5 Основные три цвета
2. Цвет и атмосфера
2.1 Изменение цветов на расстоянии
2.2 Контраст цветов
2.3 Неизбирательное и избирательное поглощение цвета
2.4 Изменение цветов от освещения
2.5 Светотень
  Всего 3 курс
3. Психологические закономерности восприятия цвета
3.1 Роль цвета в повседневной жизни    
3.2 Эмоциональное воздействие цветом    
3.3 Ваш цвет и ваш характер    
3.4 Решение надписи в цвете
3.5 Контрастные сочетания  
4. Природа цветовых сочетаний
4.1 Цвет – главное и выразительное средство    
4.2 Пространственные свойства теплых и холодных цветов
5. Цвет в искусстве и полиграфии
5.1 Смешение красок    
5.2 Оптическое смешение красок  
5.3 Физическая природа света и состав спектра    
5.4 Цвет в полиграфическом издании  
5.5 Техника работы акварельными красками
6. Проектирование рекламного продукта
6.1 Цветовая композиция названия магазина  
6.2 Цветовая композиция входной группы  
6.3 Цветовая композиция плаката  
6.4 Цветовая композиция упаковочных материалов  
6.5 Цветовая композиция одежды персонала  
6.6 Малые формы полиграфической практики  
  Всего 4 курс
  Курсовой проект        
   

Структура учебно-методического комплекса:

1. Рабочая программа

2. Календарно-тематический план

3. Конспекты лекций

4. Методические указания по организации и проведению практических занятий

5. Вопросы для подготовки студентов к экзаменам по дисциплине «Цветоведение»

6. Список литературы

7. «Глоссарий» основных терминов

Студент должен:

иметь представление о предмете, его роли и значении, связи с другими предметами, знать научные сведения о цвете, основные характеристики цвета, что такое цветовой круг, уметь создавать рисунки, используя основные свойства цвета.

Цель урока:дать представление о предмете, его роли и назначении, связи с другими предметами.

План урока:

1.Понятие, содержание, роль предмета «Цветоведение».

2.Связь предмета «Цветоведение» с другими предметами.

3.История науки о цвете.

Студент должен:

знать:понятие, содержание, роль предмета «Цветоведение», его связь с другими предметами, историю науки о цвете.

Ответы на вопросы плана урока:

1. Цветоведение – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии, изучающих природный феномен цвета, а также совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.

Цветоведение, как наука о цвете включает в себя колористику. Колористика –это раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности. Знание основ цветоведения необходимо многим специалистам, которые по роду своей творческой и производственной деятельности имеют дело с цветами, красками, расцветками, орнаментами. В повседневной работе сталкиваются с цветами не только художники изобразительного искусства и работающие в промышленности, архитекторы, дизайнеры, декораторы, оформители, а в последнее время — работники кино, фотографы и многие другие. Эти знания помогают специалистам, занимающихся отделкой зданий и помещений, создающим художественные произведения искусства и предметы народного потребления, разобраться во многих процессах, связанных с цветами. Различные явления, с которыми мы повседневно сталкиваемся в природе и практической деятельности. Изучение цветоведения в свою очередь дает возможность специалистам расширить и углубить свои знания, повысить мастерство.

2.Проблемами цвета с глубокой древности и до наших дней занимаются целый ряд научных дисциплин, каждая из которых изучает цвет с интересующей ее стороны. Физику, прежде всего, интересует энергетическая природа цвета, физиологию – процесс восприятия цвета человеком и превращения его в цвет, психологию – проблема восприятия цвета и воздействия его на психику, способность вызывать различные эмоции, биологию – значение и роль цвета в жизнедеятельности живых организмов и растений. В современной науке о цвете важная роль принадлежит и математике, с помощью которой разрабатываются методы описания и измерения оттенков цвета. Имеется еще ряд научных дисциплин, изучающих роль цвета в более узких сферах человеческой деятельности, например, такие как полиграфия, химия лаков и красок, криминалистика и др. Совокупность всех этих наук, изучающих цвет определяют как область науки о цвете.

3.История науки о цвете выделяет два этапа в истории классификации цвета: с первобытного времени до 17 века и с 18 века до наших дней.

Цвет у первобытных народов. В наскальной живописи у них встречаются три цвета – белый, черный, красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни первобытных людей. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов древних людей.

Древний Восток. Китай. В Китае основным космообразующим числом было 5 (четыре стороны света и центр земли), 5 цветов – зеленый или синий, красный, белый, черный, желтый. В Древнем Китае цвет рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий.

Древний Восток. Индия. В Древней Индии было 2 цветовые системы: 1) архаическая или троичная, цвета: красный, белый, черный; 2) ведичная, или система основанная на Ведах, цвета: красный, белый, черный, очень черный, невидимый.

Древний Египет. Отношение к цвету зависело от того, насколько он «солнечным» – светлым и ярким. Цветами похожими на солнечный были белый и золотой (желтый) – божественные цвета. Священным цветом почитался красный. Важное символическое значение имел голубой или синий цвет. Черный считался цветом злых демонов, дьявола.

Античность. В эпоху античности формируется иное отношение к цвету. Наряду с сохраняющимся отношением к цвету, как религиозно-мистическому, магическому символу, возникает также и естественнонаучное отношение. Промежуточным вариантом между этими формами отношения можно считать попытки ряда видных древнегреческих философов создать цветовую систематику стихий, но уже не мистических, а природных.

Средние века. Западная Европа. Наиболее существенное отличие «языческого» периода цветовой символики от «христианского» заключается в том, что свет и цвет перестают отождествляться с богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами, качествами и знаками.

Ренессанс. Леонардо Да Винчи – создатель новой цветовой системы. Он считал, что основных цветов 6: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.

Европа. 17-19 века. В это время в истории классификации цвета начинается новый этап, начинается процесс разделения цвета. Ньютон вводит научную символику разделения цветов. Он берет спектр белого цвета, в котором выделяет все хроматические цвета: красный, оранжевый, зеленый, голубой (сине-зеленый), синий, фиолетовый, добавляя к этому сочетанию пурпурный (считает этот цвет смешением красного и фиолетового). Восхваляется превосходство цвета.

Вопросы для повторения:

1. Что изучает наука «Цветоведение»?

2. Какова роль предмета «Цветоведение»?

3. Как связан предмет «Цветоведение» с другими предметами?

4. Какова история науки о цвете?

Литература:

1.Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984. – 317 с.

2.Миронова Л.Н. Цветоведение, Минск. 1984.


Сейчас читают про: