Направления деятельности Межгосударственного совета

Республике Беларусь сертификации

Совершенствование действующей в

Главную роль в обеспечении качества и безопасности продукции на данном этапе должно играть внедрение систем менеджмента качества. Применительно к каждому из трех состояний продукции (процесс создания, реализация, сервисное обслуживание) должны быть определены наиболее эффективные механизмы контроля.

Качество и безопасность продукции, обеспечиваемые СМК при создании продукции, должны подкрепляться СМК в организациях, функционирующих на стадии реализации и сервисного обслуживания. Уверенность общества в том, что товар не утратил на рынке качество и безопасность, должна обеспечиваться государственным надзором и контролем, местным (региональным) надзором и общественным контролем за этим товаром в сфере обращения.

Перспективным является «снятие избыточности» обязательной сертификации. Например, в России около 60—70% товарной продукции подлежит обязательной сертификации, в то время как в странах ЕС обязательному подтверждению соответствия подлежит лишь 10—15%.. В СНГ во многих случаях отнесение продукции к объекту обязательной сертификации произведено без учета ее потенциальной опасности и не оправдано с точки зрения риска общества.

Возможным было бы применение деклараций о соответствии, т.к. для ряда субъектов хозяйственной деятельности (малых предприятий, бюджетных организаций и пр.) расходы на процедуры сертификации просто непосильны. Как установлено ИСО/МЭК 22, декларация о соответствии должна основываться на результатах испытаний и других оценках, которые изготовитель продукции и исполнитель услуги получил для подтверждения соответствия.

Планируется существенное повышение роли добровольной сертификации (на основе зарубежного опыта). Во многих странах при активной поддержке правительств специально создаются мощные системы добровольной сертификации с высоким авторитетом как у потребителей, так и у изготовителей. Очень перспективна добровольная сертификация на соответствие требованиям государственного стандарта с лицензированием права простановки знака соответствия государственным стандартам. Предстоит найти механизмы, побуждающие изготовителя к такой маркировке.

В перспективе должны развиваться региональные системы добровольной сертификации с учетом нужд конкретных регионов.

Возможно было бы введение единого знака допуска продукции и услуг на рынке. Этот знак должен выдаваться с учетом всех требований безопасности, установленных стандартами, СанПиН, СНиП, правилами пожарной безопасности и т. д. Применение такого «интегрального» знака будет удобно всем покупателям, производителям, контролирующим и надзорным органам.

Очень актуально и перспективно создание в рамках СНГ региональной системы сертификации с едиными правилами и единым знаком соответствия. Создание единой системы сертификации позволит устранить барьеры при продвижении товаров на территории стран Содружества.

С 1999 г. в стране начинают формироваться наряду с системами качества предприятий системы охраны окружающей среды в соответствии со стандартами ИСО 14000. С 1 апреля 1999 г. введена в действие первая группа государственных стандартов на основе ИСО серии 14000. Сертификация этих систем даст обществу и каждому гражданину гарантию сохранения окружающей среды и связанного с ней здоровья. Поскольку идеология стандартов ИСО серии 9000 и ИСО серии 14000 одинакова и сертификация на соответствие тем и другим стандартам может происходить на одном и том же предприятии, то, по мнению специалистов, процедуру сертификации по конкретному предприятию целесообразно делать единой, т. е. проверять одной комиссией соответствие требованиям обеих серий стандартов.

Несмотря на имеющиеся трудности и проблемы, сертификация в Беларуси постепенно становится неотъемлемой частью рыночного механизма, важным регулятором взаимоотношений участников рынка в вопросах качества и безопасности продукции, работ и услуг. В нашей республике созданы все предпосылки для успешного внедрения сертификации СМК. Следует отметить, что все эти предпосылки постоянно совершенствуются и развиваются в соответствии с развитием экономики, техники, общества с целью повышения качества.

Согласно Э. Демингу качество на 98% зависит от системы менеджмента качества и только на 2% от человека. Сегодня на рынке промышленно развитых стран, по существу, конкурируют не продукция, а системы менеджмента качества. Основные целевые установки системы - это «тотальное» вовлечение в деятельность по качеству всего персонала, а также поставщиков потребителей; постоянная динамика качества, в частности курс на достижение чрезвычайно низкого уровня дефектности (100—10 дефектных единиц на 1 млн. изделий); снижение себестоимости. Судя по двум последним целям, внедряемая система ТQМ фактически направлена на управление конкурентоспособностью продукции.

Следует отметить, что проблема качества может быть успешно решена только в том случае, если она претворяется в национальную идею, когда качество станет предметом гордости народа. Современная история знает немало примеров плодотворности такого подхода (Германия, Япония и др.), и Беларуси предстоит это сделать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: