Вопросы к зачету

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Аккредитованная испытательная лаборатория - испытательная лаборатория, получившая официальное разрешение на проведение конкретных испытаний в целях сертификации.

Аналог — продукция отечественного или зарубежного производства, подобная сравниваемому изделию, обладающая сходством функционального назначения и условий применения.

Безопасность пищевой продукции - соблюдение регламентированного уровня содержания загрязнителей химического, биологического или природного происхождения.

Выборка — изделие или определенная совокупность изделий, отобранных для контроля из партии или потока продукции.

Входной контроль качества продукции - контроль изделий поставщика, поступивших к потребителю и предназначенных для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации изделий.

Добровольная сертификация - деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, по которым законодательством Республики Беларусь проведение обязательной сертификации не предусмотрено.

Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандартизации.

Единичный показатель качества продукции – показатель, характеризующий одно из свойств продукции.

Испытание - экспериментальное определение количественных и качественных характеристик свойств объекта испытаний как результата воздействия на него при его функционировании, при моделировании объекта ивоздействий.

Категория нормативного документа по стандартизации у ровень утверждения или принятия нормативного документа по стандартизации и соответствующая область его применения.

Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее при годность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Качество - это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установлен­ные и предполагаемые потребности.

Количественный признак - параметр продукции, который может быть одним из показателей ее качества.

Комплексный показатель качества продукции – показатель, характеризующий совместно несколько простых свойств (групповые показатели) или одно сложное, состоящее из нескольких простых (обобщенные показатели).

Контролируемый признак — это количественная или качественная характеристика свойств объекта, подвергаемого контролю.

Метод контроля это совокупность правил применения определенных принципов для осуществления контроля. В метод контроля входят основные физические, химические, биологические и другие явления, а также зависимости (законы, принципы), применяемые при снятии первичной информации относительно объекта контроля.

Методы и средства управления качеством - способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

Национальная система сертификации Республики Беларусь - система сертификации, установленная республиканским органом по стандартизации, метрологии и сертификации и действующая на территории республики.

Нормативный документ - документ, содержащий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

Обязательная сертификация - деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции показателям, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охрану окружающей среды, и другим показателям, установленным законодательством Республики Беларусь.

Омологация - подтверждение соответствия установленным правилам (одобрение).

Оптимальное значение показателя качества продукции - при котором достигается наибольший полезный эффектот эксплуатации (потребления) продукции при заданных затратах па ее создание и эксплуатацию (потребление).

Определяющий показатель качества – показатель, по которому принимается решение оценивать качество продукции.

Орган по сертификации - орган, осуществляющий сертификацию продукции в Национальной системе сертификации Республики Беларусь.

Оценка уровня качества продукции —это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Патентно-правовые показатели – показатели, характеризующие степень патентной защиты патентной чистоты технических решений, использованных в изделии, определяющей ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.

Политика в области качества – основные направления и цели организации, официально сформулированные высшим руководством.

Показатели безопасности – показатели, характеризующие особенности продукции, обусловливающие при ее использовании безопасность человека (обслуживающего персонала) и других объектов. Признаком продукции является качественная или количественная характеристика любых ее свойств или состояний.

Показатель качества продукции — количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации и потребления.

Показатели надежности – показатели, характеризующие свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости продукции.

Показатели назначения – показатель, характеризующий свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнении которых она предназначена, и обусловливающий область ее применения.

Показатели технологичности – показатели, определяющие приспособленность изделия к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении заданных значений показателей качества.

Показатели экономичности – показатели, определяющие совершенство изделия по уровню затрат материалъных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов на его производство и эксплуатацию (потребление).

Производственный процесс услуги - совокупность всех действий людей и услуги средств труда у исполнителя услуг, обеспечивающих получение услуги.

Республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации - орган государственного управления по осуществлению единой государственной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, уполномоченный Президентом Республики Беларусь, в соответствии с Положением об этом органе, утвержденным Кабинетом Министров Республики Беларусь.

Свойство продукции — это объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изделия.

Сертификат на услугу — документ, содержащий описание услуги и предъявляемые к ней требования, включая характеристики, подлежащие непосредственной оценке потребителем.

Сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандартизации.

Сертификация продукции - деятельность соответствующих органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия продукции требованиям, установленным нормативными актами и конкретными стандартами или другими нормативными документами по стандартизации.

Сертификация системы менеджмента качества - действие третьей (независимой стороны), доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная система качества соответствует выбранной модели или иным нормативным документам, определенным заявителем.

Сертификация производства - действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированное производство и его условия обеспечивают стабильность конкретных характеристик производимых продукции, услуг или работ, определенных нормативными документами.

Система сертификации - система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации продукции.

Система контроля - совокупность средств контроля и исполнителей, взаимодействующих с объектом по правилам, установленным соответствующей документацией.

Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству, представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Стандарт - нормативный документ по стандартизации, разработанный на основе согласия большинства заинтересованных сторон н утвержденный (принятый) признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Стандартизация –деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Статистический контроль — это выборочный контроль качества продукции, основанный на применении методов математической статистики для проверки соответствия качества изделий установленным требованиям.

Схема сертификации — это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия продукции, услуг, систем качества и персонала.

Технический контроль — это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит ее качество, установленным требованиям.

Технический уровень продукции - относительная характеристика, основанная на сопоставлении показателей, отражающих только техническое совершенство оцениваемой продукции по сравнению с базовыми соответствующими показателями (определяется по специальным картам технического уровня).

Услуга — результат деятельности, выполняемой одной стороной по удовлетворению определенной потребности (нужд) другой стороны (потребления) по ее просьбе (заказу, заявке).

Уровень качества продукции — это относительная характеристика ее качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей.

Участники обязательной сертификации - республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации, органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории, изготовители (продавцы) продукции.

Экологические показатели – показатели, определяющие уровень вредных воздействий на окружающую среду в процессе эксплуатации или потребления изделия.

Эксперт — лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

Эргономические показатели – это показатели, характеризующие систему "человек - изделие - среда использования" и учитывающие комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека.

Эстетические показатели – показатели, характеризующие информационно-художественную выразительность изделия (оригинальность, стилевое соответствие, соответствие моде), рациональность формы (соответствие формы назначению, конструктивному решению, особенности технологии изготовления и применяемым материалам), целостность композиции (пластичность, упорядоченность графических изобразительных элементов).


1. Основные понятия, термины и определения в области качества.

2. Классификация показателей качества промышленной продукции и их характеристика.

3. Стадии формирования качества.

4. Содержание оценки уровня качества продукции.

5. Методы оценки уровня качества продукции: дифференциальный метод, комплексный метод, интегральный метод, смешанный метод.

6. Оценка качества совокупности видов разнородной продукции (индекс качества, индекс дефектности).

7. Оценка технического уровня продукции.

8. Карта технического уровня и качества продукции.

9. Учет и анализ затрат на качество продукции. Классификация затрат на качество. Методы калькуляции затрат на качество.

10. Планирование и стимулирование качества продукции.

11. Организация и виды технического контроля на предприятии.

12. Статистический и входной контроль качества продукции.

13. Анализ результатов наблюдений за качеством продукции в процессе производства и потребления.

14. Статистические методы управления качеством в условиях современного производства: диаграмма Паретто, причинно-следственная диаграмма, гистограммы, временные ряды контрольные листы, карты, диаграммы рассеяния

15. Роль стандартизации в обеспечении конкурентоспособности и качества продукции.

16. Государственная система стандартизации, концепция и основные направления ее развития.

17. Международная стандартизация.

18. Штриховое кодирование.

19. Понятия и категории управления качеством. Системы качества.

20. Политика в области качества.

21. Функции и методы управления качеством.

22. Проектирование эффективной системы качества продукции на предприятии.

23. Зарубежный опыт управления качеством.

24. Стандарты ИСО серии 9000. Основные положения.

25. Требования к системам обеспечения качества в соответствии с ИСО серии 9000.

26. Виды деятельности, влияющие на качество, и основные требования к элементам качества в соответствии с ИСО.

27. Порядок подготовки предприятия к внедрению международных стандартов ИСО.

28. Организация работ на предприятии по внедрению стандартов ИСО.

29. Новые версии стандарта ИСО.

30. Сертификация как один из инструментов, обеспечивающих заданный уровень качества продукции.

31. Основные понятия сертификации. Объекты сертификации.

32. Обязательная и добровольная сертификация. Оценка соответствия. Сертификация соответствия.

33. Субъекты сертификации.

34. Международные, региональные и национальные системы сертификации.

35. Национальная система сертификации Республики Беларусь.

36. Цель системы, виды деятельности, основные правила системы.

37. Организационная структура и функции системы.

38. Взаимодействие с международными, региональными, национальными системами сертификации. Информация о сертификации.

39. Правила сертификации.

40. Нормативная база сертификации.

41. Виды сертификации.

42. Ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов при производстве продукции (оказании услуг) и правил сертификации.

43. Схемы сертификации.

44. Порядок проведения сертификации продукции.

45. Порядок сертификации продукции, ввозимой из-за рубежа.

46. Сертификация продовольственных товаров.

47. Сертификация непродовольственных товаров.

48. Сертификация средств производства.

49. Номенклатура сертифицируемых услуг (работ).

50. Порядок проведения работ при сертификации.

51. Особенности требований к отдельным группам услуг.

52. Значение сертификации систем качества.

53. Правила и порядок сертификации систем качества.

54. Экономическая оценка стоимости работы по сертификации продукции, услуг, систем качества.

55. Направления развития сертификации в ближайшей перспективе.

56. Совершенствование действующей в Республике Беларусь сертификации.

57. Стратегия внедрения международных стандартов в области качества.

58. Развитие сертификации в экономически развитых странах

59. Правила сертификации.

60. Нормативная база сертификации.

61. Виды сертификации.

62. Ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов при производстве продукции (оказании услуг) и правил сертификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: