Гармонизации и стандартизации ЕС

Концепция Нового и Глобального подхода к технической

Свободное перемещение продукции является основополагающим элементом концепции внутреннего Европейского рынка. Механизмы ее достижения основаны на:

• Предотвращении возникновения новых барьеров в торговле;

• Взаимном признании;

• Технической гармонизации.

Свободное перемещение продукции в странах ЕС имеет нижеследующий характер:

• Продукция, легально изготовленная или распространяемая в какой-либо стране, может свободно перемещаться внутри Европейского Сообщества, а уровни протекционизма для данной продукции соответствуют тем, которые применяются входящими в ЕС государствами-экспортерами, поскольку продукция распространяется и на территории этих стран.

• В отсутствие правил, установленных для всего ЕС, его члены имеют право руководствоваться на своей территории национальным законодательством.

• Торговые ограничения, которые возникают из-за различий в национальных законодательствах, могут быть признаны только, если национальные положения:

- необходимы для реализации жизненно важных требований, таких как охрана здоровья, безопасность, защита потребительских прав и окружающей среды;

- служат правовым принципам, оправдывающим нарушение положения о свободном перемещении продукции;

- могут быть обоснованы, принимая во внимание их законность и соразмерность с преследуемыми целями.

Ограничения свободного перемещения продукции можно избежать или устранить посредством технической гармонизации на уровне ЕС.

На первоначальном этапе эта гармонизация была замедлена, что было обусловлено двумя причинами: во-первых, законодательная база стала высокотехнологичной, поскольку ставила своей целью установить индивидуальные требования для каждой конкретной группы продукции; во-вторых, практика нормирования детальных технических требований в Директивах ЕС привела к увеличению длительности достижения единогласия при принятии решения в Совете ЕС.

Создание единого рынка, оформившееся к 31 декабря 1992г., не могло произойти без использования нового порядка регулирования. Данный порядок должен был содержать только общие основополагающие требования, а также снизить контроль со стороны государственных структур на этапе, предшествующем появлению продукции на рынке. Он должен был предоставить взаимные гарантии качества и содержать другие современные приемы по оценке взаимодействия. Более того, необходимо было облегчить процедуру принятия решений, так как утверждение Директив ЕС по технической гармонизации требовало квалифицированного большинства в Совете ЕС.

Новый порядок регулирования и его стратегия были заложены Резолюцией Совета от 1985 г. о Новом подходе к технической гармонизации и стандартизации.

Резолюция провозгласила следующие принципы:

• Гармонизация в правовой сфере ограничивается основополагающими требованиями. Продукция, распространяемая на рынке ЕС, должна соответствовать этим требованиям, а ее свободное перемещение в пределах ЕС должно приносить выгоду.

• Технические параметры продукции, соответствующие основополагающим требованиям Директив, установлены в гармонизированных европейских стандартах.

• Применение гармонизированных и других стандартов осуществляется на добровольной основе. Производитель может выбирать любые технические решения, которые соответствуют основополагающим требованиям.

• Продукция, произведенная в соответствии с гармонизированными стандартами, имеет презумпцию соответствия основополагающим требованиям.

Новый подход требует, чтобы стандарты обеспечивали гарантированный уровень защиты согласно основополагающим требованиям, установленным в Директивах ЕС, а также безопасность людей или защиту других интересов, установленных Директивами ЕС.

Так как Новый подход обязывает провести гармонизацию основополагающих требований, которые будут обязательны к применению в соответствии с Директивами ЕС, этот подход приемлем только в случае установления различий между основополагающими и техническими требованиями. Кроме того, виды продукции должны быть достаточно однородными, чтобы обеспечить идентификацию предельно допустимого риска, для выполнения основополагающих требований. Номенклатура продукции или соответствующий риск также должны приемлемы для стандартизации.

Новый подход не коснулся области, в которой законотворчество ЕС в значительной степени предшествовало 1985 г., а также тех отраслей экономики, в которых положения о готовой продукции и опасностях, не могут быть регламентированы. Например, законодательство, затрагивающее продукты питания, химическую и фармацевтическую продукцию, автомобили и трактора, не может базироваться на принципах Нового подхода.

В дополнение к принципам Нового подхода необходимы надежные критерии для оценки соответствия, основными элементами которой являются создание компетентных органов и прослеживаемость применяемых процедур, четкая политика и установление рамки оценки соответствия.

Резолюция Совета от 1989 г. о Глобальном подходе в области сертификации и испытаний декларирует следующие принципы политики ЕС в области оценки соответствия:

• Законодательством ЕС предусматривается последовательный подход к оценке соответствия в виде модулей, используемых на различных стадиях оценки cooтветствия, устанавливающий критерии по использованию процедур оценки соответствия, назначению органов, выполняющих эти процедуры, и примененени. СЕ-маркировки.

• Применяются европейские стандарты в области менеджмента качества (серия EN ISO 9000) и европейские стандарты, определяющие требования органам по оценке соответствия (серия EN 45000).

• Государства - члены ЕС разрабатывают системы аккредитации и применяют сравнительные технологии (методы взаимного сравнения).

• Заключаются соглашения по взаимодействию, касающиеся испытаний и сертификации в нерегулируемой сфере.

• При помощи специальных программ минимизируются различия в существующих инфраструктурах оценки качества (системы калибровки и метрологии, испытательные лаборатории, органы по сертификации, органы по аккредитации) как между государствами-членами, так и отраслями промышленности.

• Международная торговля между членами ЕС и третьими странами упрощается при помощи соглашений по взаимодействию, программ по сотрудничеству и техническому взаимодействию.

Новый подход явился толчком совершенствования оценки соответствия путем привлечения законодательных органов Сообщества к анализу влияния различных механизмов оценки. Цель заключается в достижении гибкости в оценке соответствия. Глобальный подход разделил оценку соответствия на ряд действий, т. е. модулей, которые подразделяются в зависимости от стадии производства продукции (например, разработка, создание опытного образца, серийное производство), от типа применяемой оценки (например, оценка на основе проверки документации, сертификация типа, сертификация системы качества), от лица, проводящего оценку (например, изготовитель или третья сторона).

Оценка соответствия базируется на:

• Внутреннем проектировании и деятельности изготовителя по управлению производственным процессом;

• Экспертизе типа третьей стороной в комбинации с деятельностью изготовителя по управлению производственным процессом;

• Экспертизе проекта третьей стороной в комбинации с сертификацией третьей стороной продукции или системы качества или оценки изделия;

• Оценке третьей стороной проекта и продукции;

• Сертификации третьей стороной систем обеспечения качества.

К руководящим принципам по применению процедур оценки соответствия дополнительно гармонизированы правила нанесения и применения СЕ-маркировки.

Техническое законодательство Европейского Союза регламентируется следующими видами документов:

Постановление Совета - имеет прямое действие для стран - членов ЕС без переоформления через национальное законодательство.

Директива Совета - вводится через законодательные акты государств - членов ЕС. В Директивах ЕС устанавливаются сроки: дата вступления Директивы ЕС в силу и окончательный срок ее введения в национальное законодательство.

Решение Совета - относится к региональным европейским организациям.

Решение Европейской комиссии - относится к структурным подразделениям Европейской комиссии.

Основополагающие требования изложены в приложениях к Директивам ЕС и включают все необходимые для достижения цели Директивы ЕС. На рынке может размещаться и (или) вводиться в эксплуатацию (действие) только та продукция, которая соответствует основополагающим требованиям.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: