Политическая система

Китай

Краткая историческая справка. Китайцы свою страну называют Чжун Го (Срединное царство), Чжун Хуа (Срединная Цветущая), или по династиям. На территории Китая найдено много останков первобытных людей – синантропов. В районе реки Хуанхэ сложился очаг земледельческой неолитической культуры – Яншао. Преобладающим расовым типом уже тогда были монголоиды. В эпоху бронзового века на территории восточного Китая оформилась зона развитой урбанизации, в районе которой предпринимались попытки создать единое государство во главе с императором. В ту далекую эпоху это удалось полулегендарной династии Шан – Инь, которую представляли 5 добродетельных императоров, от которых происходит основатель новой династии Ся. Его наследники растеряли авторитет. Единое государство распалось. Начинается долгий период Ле го (множества царств), в котором выделяются периоды Западного Чжоу и Восточного Чжоу. Именно в это тяжелое время и жил мудрец Кунцзы (551 – 479 гг. до н.э.), основавший религиозно – этическое учение конфуцианство. Объединение страны произошло в царствование Ин Чжена, который в 221 г. до н.э. принял титул императора (хуанди) и стал именоваться Цинь Ши хуанди. Он является основателем династии Цинь. Во время правления этой династии была возведена знаменитая Великая китайская стена. А первый император прославился еще и созданием уникальной терракотовой армии, настоящего «археологического чуда», раскопки которого ведутся в Китае с 1974 г. Династией Цинь принято заканчивать древнюю историю Китая. Эпоха средневековья и нового времени связана в Китае со сменой династических циклов. Перечислим их: Старшая Западная династия Хань (207 г. до н.э. – 25 г.н.э.); Младшая Восточная династия Хань (25 – 220 гг.); эпоха Троецарствия (220 – 280 гг.); империя Цзинь (265 – 420 гг.); период Нань – бэй чао (южных и северных династий) (420 – 581 гг.); династия Тан (618 – 907 гг.); династия Сун (960 – 1279 гг.); монгольская династия Юань (1280 – 1368 гг.); династия Мин (1368 – 1644 гг.); маньчжурская династия Цин (1644 – 1911 гг.). К концу ХIХ в. европейские державы поделили Китай на сферы влияния. В конце ХIХ – начале ХХ вв. в Китае предпринимаются попытки реформ, но безуспешно. В стране ширится революционное, национально – освободительное движение, лидером которого стал Сунь Ятсен. Квинтэссенцией его революционной программы стали три принципа: национализм (свержение маньчжурской династии, подлинная независимость от европейских стран), народовластие (буржуазно – демократическая республика), народное благоденствие (аграрная реформа). В 1911 г. в Китае произошла Синьхайская революция, в результате которой в стране установилась республика. Новая власть была непрочной. Ослабленная после Первой мировой войны страна практически лишилась территориальной целостности, управление на местах осуществляли военные начальники – дуцзюни. Началась борьба между Национальной партией Гоминьдан (ГМД) (основанной Сунь Ятсеном) и Коммунистической партией Китая (КПК). По окончании Второй мировой войны и освобождения Китая от японских захватчиков две партии развязали в стране гражданскую войну (1946 – 1949). Партия Гоминьдан во главе с Чан Кайши потерпела поражение и основала на острове Тайвань Китайскую республику. Победившая КПК 1 октября 1949 г. провозгласила создание Китайской народной республики (КНР). До 1976 г. страной правил коммунистический вождь Мао Цзэдун. Маоистский режим втянул страну в невиданные социалистические эксперименты. Политика «большого скачка» (1958 – 1976) должна была утвердить в стране социалистическую экономику, а привела к полнейшей деградации экономики и народных коммун. Политика «культурной революции» (1966 – 1976) должна была привести к торжеству маоизма, а привела к массовым репрессиям. В 1978 г. при Дэн Сяопине КПК решением Ш пленума взяла курс на реформы. Были объявлены «четыре модернизации» в промышленности, сельском хозяйстве, науке и технике, в военной сфере. Осторожное внедрение рыночных механизмов в экономику привело к большим успехам, к высокому экономическому росту – 7 – 8 % ежегодного прироста ВВП. На XIV съезде КПК в 1992 г. была поставлена задача построения в Китае «социалистической рыночной экономики». В 2002 г. на XVI съезде КПК принята долгосрочная программа развития Китая до 2050 г. Главным приоритетом в ней является экономика, центральным звеном и двигателем прогресса – экономический рост в соответствии с формулой Дэн Сяопина «фань и фань» (удвоение ВВП за десятилетие). В настоящее время Китай с 1,3 - миллиардным населением и уверенно развивающейся экономикой становится важным фактором мирового развития.

Конституция. Принятая в 1954 г. в маоистском Китае конституция юридически закрепляла социалистический характер китайского государства. Реальная власть на всех уровнях, как и в других социалистических странах, находилась в руках коммунистической партии. Был введен пост Председателя КНР. На излете культурной революции в 1975 г. была принята новая Конституция КНР. В ней упразднялась должность Председателя государства, остававшаяся вакантной с 1966 г. Формальные функции главы КНР переходили к Постоянному комитету ВСНП. Расширялась роль армии в жизни общества. Были легализованы в качестве органов власти на местах «ревкомы». Функции прокуратуры передавались в ведение службы безопасности. Судебная система переходила в подчинение ревкомов на местах. В 1982 г. была принята очередная, ныне действующая конституция. В соответствии с ней восстанавливался пост Председателя КНР, упразднялся пост председателя партии, вместо него вводился пост Генерального секретаря КПК, уменьшалась роль ревкомов на местах. Положения конституции во многом зафиксировали отход от принципов и структур догматического социализма.

Глава государства. В социалистических странах с монопольно правящими партиями нет юридической точности с постом главы государства. Реально таковым является руководитель партии. Это не соответствует традициям демократических государств. Поэтому в социалистических странах вынуждены особо конструировать эту должность. Главой КНР является председатель ВСНП. Но это формальное руководство. Неслучайно была восстановлена должность Председателя КНР. Нынешний лидер Китая Ху Цзиньтао, как и предыдущие лидеры, исполняет сразу несколько функций. Он является Генеральным секретарем КПК, Председателем КНР, председателем Центрального военного совета КНР.

Верховную законодательную власть представляет в Китае Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). В его состав входят 3000 депутатов от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооруженных сил. Депутаты избираются на 5 лет. Все они являются членами КПК. Сессии ВСНП созываются Постоянным комитетом ВСНП один раз в год и длятся 2 – 3 недели. Постоянно действующим органом ВСНП является его Постоянный комитет, который ответственен перед ВСНП и ему подотчетен.

Верховную исполнительную власть возглавляет Государственный совет. Премьер Госсовета КНР по существу является премьер – министром страны. Государственный совет включает в себя секретариат, 36 министерств, 9 комитетов, ревизионный орган и несколько подчиненных ему вспомогательных органов и рабочих учреждений.

Верховную судебную власть осуществляет Верховный народный суд. Его председатель избирается на 5 лет ВСНП. Органом надзора за соблюдением законности является Верховная народная прокуратура, которая ответственна перед ВСНП. Генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры избирается ВСНП. Народные суды рассматривают гражданские и уголовные дела.

По своему административно – территориальному устройству Китай является унитарным государством. В нем есть 22 провинции (23 – й провинцией в Китае считают Тайвань), 4 города центрального подчинения (Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Чунцин), 5 автономных районов (Гуанси – Чжуанский район, Внутренняя Монголия, Нинся – Хуэйский район, Синьцзян – Уйгурский район, Тибет). Есть регионы, пользующиеся внутренним самоуправлением. Это Сянган (Гонконг), до 1997 г. находившийся под управлением Великобритании, и Аомынь (Макао), до 1999 г. находившийся под управлением Португалии. Две последние территории вместе с Тайванем (взаимоотношения которого с Китаем и его собственный статус составляют сущность Тайванской проблемы) называют еще другими территориями Китая.

Партии и партийная система. Современные эксперты называют Китай партией – государством, или партийным государством. КПК и центральная власть в сущности неразделимы. На китайском языке КПК – это Чжунго Гунчаньдан. Проводя реформы в сфере экономики, Китай не затрагивает основ политической системы. Идея «пятой модернизации», т.е. демократизации политической системы, высказывается лишь оппозицией, например, студенческим движением, выступившим в 1989 г. на площади Тяньаньмынь. Страна по – прежнему живет по маоистскому постулату «партия знает, что для народа лучше». Интересно, что 22 секретаря партийных комитетов провинций наделены огромными полномочиями, поэтому в Китае очень трудно осуществлять крупномасштабные проекты по развитию инфраструктуры на территориях нескольких провинций.

Строительство социализма характерно не только для Китая. Страны Азии, выбиравшие модель социально – экономического развития в процессе деколонизации, освобожденные СССР от японских захватчиков, получавшие от СССР помощь, охотно выбирали социализм. Тем более многие его характеристики совпадали с традициями восточной цивилизации, например, коллективизм в общественной жизни, сильная роль государства, преобладание государственной собственности, редистрибутивные функции государства и т.д. Среди стран Азиатско – тихоокеанского региона (АТР) социалистические эксперименты проводили 7 стран.

Китай, Вьетнам, Северная Корея – это страны конфуцианской цивилизационной основы. Вьетнам и Корея на протяжении истории были вассалами Китайской империи. Марксистская социалистическая модель осуществлялась в них в наиболее четкой последовательной форме. Был ярко выражен культ вождя: Мао Цзедуна в Китае, Хо Ши Мина во Вьетнаме, Ким Ир Сена в Северной Корее, - Мао, Хо и Кима. В настоящее время Китай и Вьетнам осуществляют масштабные рыночные экономические реформы при сохранении в неизменном виде политической и идеологической систем, ведущей роли коммунистических партий. Вьетнам ориентируется на китайскую модель развития, провозгласив для экономики «программу обновления». В 1989 г. в стране была отменена карточная система и впервые были удовлетворены потребности в рисе. В настоящее время Вьетнам по уровню развития своей экономики, богатой нефтяными ресурсами, является реальным кандидатом в «азиатские тигры», как принято называть новые индустриальные страны (НИС).

Только одна страна из всех стран, имевших у себя социалистические эксперименты, продолжает существовать в рамках социалистической модели, - это Северная Корея (Корейская народно – демократическая республика / КНДР). С 1994 г. вождем страны является сын Ким Ир Сена – Ким Чен Ир. В соответствии с государственной идеологией «чучхэ» (сам хозяин своего тела) в стране функционирует автономный хозяйственный комплекс без иностранного вмешательства на основе государственной собственности. В последнее время он стал крайне неэффективным. В Северной Корее наблюдается нехватка самых разнообразных товаров. Дефицит электроэнергии вынуждает руководство страны заниматься дорогостоящими атомными программами для развития атомной энергетики, которые выходят и в военную сферу. Наличие ядерных ракет, и теперь уже недавно испытанной атомной бомбы, являются фактором северокорейской ядерной проблемы, осложняющей международные отношения в регионе и в мире.

Социалистические эксперименты проводили также страны индо – буддийской цивилизационной основы: Монголия, Камбоджа (Кампучия), Лаос и Мьянма (Бирма). Характерные для буддизма терпеливое смирение, покорность, готовность к страданиям приводили к существованию самых страшных и кровавых режимов, например, режим Пол Пота / красных кхмеров в Кампучии в 1975 – 1979 гг. В результате революционного эксперимента по строительству «100 % - ого коммунистического общества» в Кампучии (так была переименована страна) было уничтожено 6 млн. из 9 – миллионного населения, тогда как вожди заявляли о необходимости всего 1 млн. преданных людей. Благодаря введению вьетнамских войск с режимом было покончено, была восстановлена королевская власть. Остатки банд полпотовцев до сих пор скрываются в таиландских джунглях, занимаясь наркобизнесом в золотом наркотическом треугольнике Юго – Восточной Азии. Но сегодня в Камбодже все еще нестабильная политическая ситуация, часты политические кризисы, конфликты, вооруженные столкновения политических группировок. Все это обусловливает низкий уровень экономического развития, бедность местного населения.

Монголия совершала прыжок из кочевого феодализма в социализм под непосредственным руководством Советского Союза и точно копируя все его направления развития, включая репрессии. После мирной революции 1990 г. Монголия осуществляет комплексные экономические и политические реформы на пути к капиталистической рыночной экономике и демократии. Согласно конституции Монголия является парламентской республикой с президентской формой правления. На самом деле, как и для большинства стран с переходной экономикой и восточных стран, для нее характерна смешанная модель с сильной властью избираемого всенародно президента.

На пути реформ находится одна из беднейших стран мира – Лаос. Ядром его политической системы, так же как и во Вьетнаме остается коммунистическая партия – Народно – революционная партия Лаоса (НРПЛ).

Мьянма (в прошлом Бирма) – страна, в которой периодически происходили военные перевороты и власть переходила от одной военной клики к другой. Армейская верхушка во главе с генералом Не Вином в 1963 – 1988 гг. провозгласила «Бирманский путь к социализму». После государственного переворота 1989 г. в стране установилась и по настоящее время действует открытая военная диктатура. Она отказалась от социалистической риторики, переименовала страну в Союз Мьянма, закрылась от внешнего мира.

Остальные страны Азиатско – тихоокеанского региона (АТР) после приобретения независимости придерживались капиталистического пути развития. Ориентиром для них была «японская модель развития». Выделяются страны первого эшелона, уверенно следующие за Японией. Это Южная Корея (Республика Корея), Сингапур, Тайвань, (Гонконг до вхождения в Китай). Для них характерна конфуцианская цивилизационная традиция. Они стали лидерами современной индустрии и технического прогресса, сформировали современные финансовые системы, полностью интегрировались в глобальные финансовые рынки и в мировую капиталистическую экономику в целом. Это знаменитые «азиатские тигры или драконы». Восточные авторитарные режимы, приведшие их к столь внушительным успехам в настоящее время трансформируются в демократические с многопартийными системами, с сильной президентской властью.

К странам второго эшелона относятся Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины. Их экономические успехи пока менее внушительны, но они вступают в период серьезного экономического роста и становления у себя современных производств (это особенно характерно для Малайзии с ее знаменитым проектом «Мультимедийный суперкоридор»). Таиланд – это королевство. После периода военных диктатур с 1973 г. там установилось гражданское правление, однако осенью 2006 г. в Таиланде вновь произошел военный переворот. Малайская федерация в составе 13 штатов и 9 султанатов формально управляется Верховным правителем, которого из своего состава избирают султаны. Реальная власть сосредоточена у премьер – министра. «Отцом нации» малазийцы считают Мохатхира Мохамада, который был премьер – министром с 1986 по 2003 г. Сосредоточив в своих руках поистине диктаторские полномочия, он поднял экономику страны, выведя ее на уровень «малазийского чуда». Индонезия с ее более чем 230 – миллионным населением является страной с самым многочисленным мусульманским населением. После знаменитых авторитарных военно – репрессивных правлений президентов – генералов Сукарно (1945 – 1967 гг.) и Сухарто (1967 – 1998 гг.), в Индонезии более или менее стабилизировалась политическая обстановка. Развивается многопартийная система, проходят реальные президентские выборы. Ситуацию в стране осложняют этносепаратистские проблемы. Требует отделения мятежная исламская провинция Ачех на западе страны, сепаратистские настроения сильны в восточной провинции Ириан – Джая. В 2002 г. от Индонезии отделилось, провозгласив суверенитет, маленькое государство Восточный Тимор, захваченное Индонезией у Португалии в 1976 г. После испано – американской войны 1898 г. Филиппины, формально являясь суверенным государством, перешли под патронат США. Филиппины – единственная католическая страна в АТР. Для современного политического развития Филиппин характерны метания от парламентской к сильным президентским формам. Ныне действующая конституция 1987 г. провозгласила Филиппины президентской республикой с сильной властью избираемого всенародно президента.

В АТР находится маленькое исламское государство – султанат Бруней, независимое с 1984 г., «благоденствующее государство Бруней – обитель духовного мира». Благоденствие принесла ему нефть. По своему политическому устройству и ориентированной на экспорт нефти экономике Бруней похож на монархии Персидского залива.

Регион АТР включает в себя 3 зоны: это страны Восточной Азии или Дальнего Востока (Китай, Япония, Кореи, Монголия, Тайвань), страны западной культуры (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Россия), к этой же зоне тяготеет Океания. Третьей зоной является Юго – Восточная Азия (ЮВА). В нее входят: Бруней, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Восточный Тимор. 10 стран ЮВА (кроме Восточного Тимора) являются членами международного интеграционного блока АСЕАН (Ассоциация государств Юго – Восточной Азии).

Регион Южная Азия охватывает 7 государств: Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка, Мальдивы. Все государства региона относятся к странам индустриального типа, имеют общие черты в своем общественном устройстве, являются участниками Движения неприсоединения, выступают за превращение Индийского океана в зону мира. Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Мальдивская республика, Пакистан (с 2004 г.) входят в состав Содружества Наций. При этом Бангладеш и Пакистан являются членами Организации исламская конференция (ОИК). Южноазиатские государства различаются по формам политического устройства. Индия – секуляристская парламентская республика с федеративным устройством; Пакистан и Бангладеш – исламские республики, возглавляемые военными режимами; Шри – Ланка – республика с сильной президентской властью; Непал до мая 2008 г. был конституционной монархией, теперь это Федеративная Демократическая Республика Непал; Бутан – теократическая монархия; Мальдивская республика возглавляется военными.

Демократическая социалистическая республика Шри – Ланка до 1972 г. называлась Цейлон. До 1948 г. она была английским владением. Основное население острова – сингалы и тамилы, между которыми продолжается внутренняя борьба. «Тигры освобождения Тамил илама (Тоти)» ведут борьбу за создание независимого государства на севере Шри – Ланки, используя все формы, включая террористические акты. В 2009 г. по официальным сообщениям были разгромлены.

Народность гуркхов, представителей которой англичане особенно ценили за выносливость и военные доблести, самая многочисленная в королевстве Непал. Законодательным органом страны является Национальный панчаят (парламент). 1 июля 2001 г. в королевском дворце были убиты король и несколько членов королевской семьи. Есть версия о том, что организатором этого убийства стала маоистская коммунистическая партия Непала, которая выступает против института монархии и ведет с ней многолетнюю партизанскую борьбу. Под ее давлением монархия и была отменена.

Государственной религией теократического королевства Бутан является буддизм. Страна находится в особых договорных отношениях с Индией.

Мальдивская республика расположена на Мальдивских островах. В 1965 г. она получила независимость от Великобритании, в 1968 г. была провозглашена республикой. Высший законодательный орган – меджлис. Официальной религией является ислам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: