Рассмотрение дел об административных проступках

Согласно действующему законодательству дела об админис­тративных правонарушениях рассматриваются: 1) админист­ративными комиссиями при районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских администрациях; 2) главами по­селковых, сельских администраций; 3) районными, городскими, районными в городах комиссиями по делам несовершеннолет­них; 4) районными, городскими, районными в городах комисси­ями по борьбе с пьянством; 5) районными, городскими судами (судьями); 6) органами внутренних дел, органами государствен­ных инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательными актами.

По характеру компетенции выделяются специальные юрисдикционные органы — административные комиссии. Главное их назначение — рассмотрение дел об административных право­нарушениях. Все другие органы (внутренних дел, госинспек­ции, военные комиссариаты и т. д.) осуществляют юрисдикционную деятельность наряду с другими функциями: организацией, контролем, надзором, и т. п.; рассмотрение дел об администра­тивных нарушениях не составляет главного содержания их ра­боты.

Большое значение проблема подведомственности имеет на ста­дии рассмотрения дел. Поэтому законодатель уделяет ей много внимания, посвящая этому вопросу Гл. 28. КоАП РФ, которая называется «Возбуждение дел об админис­тративных правонарушениях.

Важно определить, где, а значит, какой конкретно орган дан­ного вида должен рассматривать конкретное дело. Территориальная подведомственность зависит от предметной (видовой) и определяется чаще всего местом совершения нару­шения.

Из этого общего правила имеется ряд исключений. Во-пер­вых, дела, подведомственные административным комиссиям и комиссиям по делам несовершеннолетних, рассматриваются по месту жительства деликвента. Во-вторых, дела о нарушении водителями транспортных средств правил дорожного движе­ния могут рассматриваться как по месту учета транспортных средств, так и по месту совершения проступка.

Стадия рассмотрения дела — главная в производстве по де­лам об административных правонарушениях. Здесь принимает­ся акт, в котором компетентный орган официально признает наличие нарушения, определяет меру воздействия, а если за­кон требует — и наличие вины деликвента.

Процессуальным основанием для рассмотрения дела обычно является составленный компетентным должностным лицом (представителем общественной организации) и надлежащим об­разом оформленный протокол о нарушении. В установленных законодательством случаях таким основанием может быть пос­тановление прокурора о возбуждении производства об адми­нистративном нарушении.

Орган, рассматривающий дела, обязан проверять качество про­токолов и не должен принимать к своему производству прото­колы, составленные с нарушением требований закона. В таких случаях материалы должны быть возвращены для дополнитель­ного производства. В ст. 360 ТК установлено: «Должностное лицо таможенного органа... получив для рассмотрения дело... возвра­щает это дело для дополнительного производства в случаях не­полноты производства, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, или наличия иных обстоятельств, препят­ствующих рассмотрению дела по существу».

Сразу же следует выяснить, компетентен ли орган рассмат­ривать данное дело, не нарушены ли правила о подведомствен­ности при направлении дела на рассмотрение.

Важным моментом подготовки дела к слушанию является вызов нарушителя, свидетелей и иных лиц, показания которых необходимы для правильного разрешения дела. Потерпевший, если он имеется, может быть допрошен в качестве свидетеля. В случае необходимости органом (должностным лицом), в произ­водстве которого находится дело, может быть назначен пере­водчик, который обязан явиться по вызову.

Обычно вопрос о вызове свидетелей и иных лиц решается по усмотрению субъекта административной юрисдикции. Вызов лица, привлекаемого к административной ответственности, рег­ламентируется особо. По общему правилу дело разрешается в его присутствии. Заочное рассмотрение возможно лишь в слу­чаях, когда имеются данные, что деликвент извещен о месте и времени рассмотрения, но от него не поступило ходатайство об отложении слушания дела. Несомненно, что разби­рательство дела в присутствии гражданина, уполномоченного пред­ставителя организации оказывает большее воспитательное воз­действие, чем заочное. Кроме того, заочное разбирательство не позволяет всесторонне и тщательно исследовать обстоятельст­ва, мотивы совершения нарушения, что может привести к при­нятию неправильного постановления.

В некоторых случаях, предусмотренных законодательством, присутствие гражданина, привлекаемого к ответственности, при разбирательстве дела обязательно. При его участии рассматри­ваются дела о мелком хищении, мелком хулиганстве, злостном неповиновении и др. В случае уклонения от явки лица, привле­каемого к административной ответственности за такие проступки, по вызову органа внутренних дел и народного судьи оно может быть подвергнуто приводу.

Заочное рассмотрение дел о нарушении таможенных правил возможно лишь в случаях, когда:

— имеются данные, что лицо извещено о месте и времени рассмотрения, но от него не поступило ходатайство об отложении слушания дела;

— имеются данные о том, что лицо находится вне пределов Российской Федерации;

— лицо, могущее быть привлеченным к ответственности, не установлено;

— нарушение совершено при пересылке товаров в междуна­родных отправлениях.

В рассмотрении дела могут участвовать и другие заинтере­сованные лица. Административные комиссии и комиссии по де­лам несовершеннолетних обязательно извещают прокурора о дне своих заседаний; в разбирательстве дела могут участвовать адвокаты, представители общественных организаций.

Законодательством установлен общий 15-дневный срок рас­смотрения дела и вынесения постановления по нему со дня по­лучения протокола об административном нарушении и других материалов. Однако некоторые категории дел должны быть рас­смотрены в сокращенные сроки: например, о мелком хулиган­стве, злостном неповиновении, распитии спиртных напитков и появлении лиц в общественных местах в пьяном виде — в тече­ние суток; о мелком хищении — в течение пяти суток. А дело о нарушении таможенных правил организацией должно быть рас­смотрено в месячный срок.

Дела об административных правонарушениях рассматрива­ются открыто. Слушание начинается с объявления состава кол­легиального органа или представления должностного лица, рас­сматривающего данное дело. Затем председательствующий коллегиального органа или должностное лицо объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к администра­тивной ответственности, разъясняет участникам производства их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном нарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказа­тельства и разрешаются ходатайства. Если в рассмотрении дела участвует прокурор, заслушивается его заключение.

На этой стадии лицо, привлекаемое к административной от­ветственности, наделяется рядом прав, служащих гарантией за­конного и обоснованного решения дела. В частности, орган (долж­ностное лицо), рассматривающий дело, установив личность нарушителя, должен разъяснить ему права на ознакомление с представленными материалами, истребование новых доказа­тельств или проведение дополнительной проверки обстоятельств нарушения, вызов свидетелей. По заявленному ходатайству орган обязан вынести свое решение о его удовлетворении или откло­нении. Граждане, представители коллективных субъектов име­ют право давать объяснения по существу, приводить дополни­тельные доказательства и т. д.

В процессе рассмотрения дела важное значение имеют ана­лиз и оценка фактической ситуации (деяния), выбор и анализ правовой нормы и принятие постановления. Анализируя ситуа­цию, субъект административной юрисдикции определяет харак­тер совершенного деяния, степень виновности деликвента, оце­нивает все доказательства; он обязан внимательно разобраться в существе дела, принять меры для объективного разрешения вопроса. Объективная истина по делу устанавливается на осно­вании представленных материалов, а также в соответствии с данными, полученными в ходе слушания дела.

На этом этапе необходимо установить: был ли совершен про­ступок, виновно ли лицо, подлежит ли оно ответственности, причинен ли имущественный ущерб, а также каковы отягчаю­щие и смягчающие обстоятельства, причины и условия, способ­ствовавшие нарушению; имеются ли основания для примене­ния альтернатив административной ответственности.

Подведение итога всей предшествующей работы — принятие постановления. В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлеченного к административной ответственности, оп­ределяется мера воздействия. В зависимости от результатов рассмотрения дела компетентный орган принимает один из двух вариантов постановления по делу: а) о наложении администра­тивного взыскания; б) о прекращении дела производством.

Постановление по делу представляет собой юридически власт­ный — административный акт, обязательный как для наруши­теля, так и для любых организаций, которые должны его испол­нять. Оно должно надлежащим образом оформляться и содержать установленные законом реквизиты: наименование органа (должностного лица), принявшего акт; время и место принятия; данные о нарушителе (фамилия, имя, отчество, воз­раст, место работы, учебы, жительства); время, место и сущ­ность нарушения; указание на норму права, предусматриваю­щую ответственность за данное нарушение; характер решения (вид и размер взыскания и др.). В этом акте должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах. Постановление подпи­сывается должностным лицом, рассмотревшим дело, а поста­новление коллегиального органа — председательствующим и секретарем.

В случаях, предусмотренных законодательством, о мере взыс­кания производится соответствующая запись на протоколе об административном нарушении либо постановление оформляет­ся иным установленным способом.

На заключительном этапе стадии рассмотрения дела чаще всего совершаются следующие действия: постановление дово­дится до сведения субъектов производства, имеющих личный интерес в деле, о принятом решении сообщается администра­ции или общественной организации по месту работы, учебы или жительства виновного, вносятся предложения об устранении причин и условий нарушений.

Постановление должно быть доведено до сведения лиц или организаций, которым оно адресовано. Оно объявляется немед­ленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. По просьбе потерпевшего, прокуро­ра ему тоже должна быть выдана такая копия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: