Б. Основные особенности административной ответственности несовершеннолетних
1. Дела об административных проступках несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет, как правило, передаются на рассмотрение комиссий по делам несовершеннолетних.
2. К несовершеннолетним не применяется административный арест. А с другой стороны, комиссии по делам несовершеннолетних могут применять к ним следующие меры воздействия воспитательного характера:
а) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему; б) вынести предупреждение; в) объявить выговор или строгий выговор; г) передать под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей;
д) направить в специальное лечебно-воспитательное учреждение;
е) поместить несовершеннолетнего, достигшего одиннадцатилетного возраста, в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения, в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (специальная школа, специальное профессионально-техническое училище). Указанную меру воздействия комиссия по делам несовершеннолетних может установить также условно с годичным испытательным сроком.
|
|
3. Несовершеннолетие является обстоятельством, смягчающим ответственность.
4. За ряд проступков к ответственности привлекаются только лица, достигшие 18 лет
5. За совершенные правонарушения к ответственности могут привлекаться как подростки, так и их родители.
6. Интересы несовершеннолетних в производстве по делам об административных правонарушениях могут представлять их законные представители: родители, опекуны, попечители.
7. Комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела по месту жительства нарушителей.
8. При отсутствии у несовершеннолетних, совершивших мелкое хулиганство или нарушение правил дорожного движения, самостоятельного заработка, штраф взыскивается с родителей или лиц, их заменяющих.
9. Основными актами, регулирующими административную ответственность несовершеннолетних, являются КоАП РФ и Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних.
1. Дела, как правило, рассматриваются судьей единолично. Независимость судей, их квалификация, особые процедурные правила рассмотрения дел обеспечивают надлежащий уровень этой административной деятельности.
2. Подведомственность судов (судей) регулируется Гл. 28 2 КоАП. Судам поручено рассмотрение дел либо наиболее сложных, либо требующих большей беспристрастности, независимости, квалификации субъектов юрисдикции.
3. Только в судебном порядке могут быть наложены такие взыскания, как исправительные работы и административный арест.
|
|
4. Суды (судьи) по общему правилу не могут рассматривать дела заочно. В случае уклонения деликвента от явки в суд, он может быть подвергнут приводу.
5. Как правило, судьи должны рассматривать дела в краткие сроки. Если по общему правилу дела рассматриваются в 15-дневный срок, то судьи рассматривают дела в течение суток, а в иных случаях — трех или пяти суток.
6. Постановление суда (судьи) является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных нарушениях не подлежит. Иными словами, специальная административная жалоба на постановление суда подана быть не может.
7. Постановление судьи может быть отменено или изменено по протесту прокурора самим судьей, а также независимо от наличия протеста прокурора председателем вышестоящего суда.
Рассмотрение судьями (судами общей юрисдикции) дел об административных нарушениях — это не правосудие, а административная деятельность, осуществление исполнительной власти. К виновным применяются административные взыскания, производство регулируется административным правом. Процессуальные нормы не предусматривают ведение протокола при рассмотрении дела, состязательность сторон, обжалование постановления судьи. Иными словами, производство по делам об административных нарушениях даже в судебном варианте еще не обладает в полном объеме качествами, которые позволили бы считать его правосудием.