Принципы деятельности.
Органы исполнительной власти, понятие и компетенция.
Исполнительная власть как субъект административного права.
Лекция № 6
Органы исполнительной власти являются видом государственных органов.
Государственный орган – это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенной собственной компетенцией, выполняющий публичную функцию.
Основные: администрация президента, совет безопасности.
В отличие от организации, органы власти обладают властными полномочиями.
Властные полномочия – это возможность принимать решение, обязательное для исполнения организационно не подчиненными субъектами.
Компетенция в административном праве имеет 2 точки зрения.
Первая – компетенция включает в себя средства, формы, цели и задачи которые стоят перед органами власти.
Вторая – компетенция включает в себя подведомственность и властные полномочия.
Подведомственность – отнесение дел к ведению того или иного органа власти.
|
|
Органы исполнительной власти, признаки:
1. Осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность.
2. Образуются вышестоящим органом.
3. Наделены правом оперативного управления.
4. Имеют устойчивое штатное расписание.
5. Их образование, структура и порядок деятельности регламентируется нормами административного права.
Принципы – это основные качественные параметры, на основе которых формируются, действуют, развиваются, совершенствуется система органов исполнительной власти.
Важнейший принцип – Принцип Федерализма.
Принцип сочетания централизации и децентрализации – суть его в том, что исполнительная власть едина и выполняет общие функции, но они на разных уровнях исполнительной власти делятся на более мелкие составляющие.
Децентрализация территориальная и предметная.
Территориальная децентрализация – в субъектах федерации образуются федеральные органы.
Предметная децентрализация – когда на одном уровне происходит разграничение функций.
Принцип законности деятельности органов исполнительной власти. Создание данных органов является законным. Они действуют в рамках своих компетенций используя законные средства
Следует различать такие понятия как учреждение и формирование.
Учредить – значит придать органам юридический статус, определить его место в системе государственного аппарата.
Сформировать – создать орган, готовый к практической деятельности.
В ходе формирования полностью обозначается формирование, закрепляется компетенция, разрабатывается организационная структура, утверждаются штаты, источники и объемы финансирования и т.д.
|
|
Условия формирования исполнительной власти.
1. Изменение в административно-территориальном делении.
2. Чрезвычайное обстоятельство, которое предусматривает создание новых органов.
3. Выборы главы государства и наделение полномочиями высших должностных лиц субъектов федерации.
4. Усмотрение соответствующего органа или должностного лица.
Выделяем 3 способа формирование исполнительной власти:
1) Образование – образуются министерства, агентства, службы.
2) Назначение – назначаются руководители исполнительной власти.
3) Наделение полномочиями – наделяются полномочиями высшие должностные лица субъектов федерации.