double arrow

Определение маркетинга. Маркетинг (marketing - рынковедение) возник в США на рубеже 19-20 вв


I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

Маркетинг (marketing - рынковедение) возник в США на рубеже 19-20 вв. в виде прикладных исследований сбытовых проблем, появившихся у крупных компаний в связи с реализацией произведенной продукцией.

Маркетинг – результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития производства и сбыта. Маркетинг необходим, прежде всего, предприятиям, которые работают на рынке и за счет получаемой от своей деятельности прибыли получают возможность жить вообще и, по возможности, процветать.

Слово маркетинг– английского происхождения и ни на один язык дословно не переводится. Его смысл – некие продолжающиеся действия, связанные с рынком. Отсюда вывод: нет рынка, нет и нужды в маркетинге.

Потребность в маркетинге фактически появилась одновременно с возникновением самой торговли. В одном английском руководстве по маркетингу есть картинка, на которой изображена лужайка в джунглях. На ней гоняются друг за другом аборигены – обладатели товаров и денег. В тексте к картинке говорится, что в джунглях бизнеса есть лужайка, называемая рынком, а по ней бегают друг за другом продавцы и покупатели. Их встречи порой приводят к обоюдному удовлетворению, но часто эти встречи разочаровывают обе стороны, потому что тот, у кого есть деньги, встречается с владельцем товара, но товар оказывается не тот, который нужен покупателю. Вот в этой ситуации требуется некий волшебник, маг, который мог бы согласовать интересы обеих сторон. Этим волшебником и является маркетинг. Цель его – достижение согласия между производителями продукции и их покупателями.

Еще в старину купцам приходилось задумываться о том, как выделить свой товар из массы конкурирующих и сделать его более привлекательным для покупателя. Применявшиеся ими для этой цели приёмы в дальнейшем и развились в методы маркетинга. Их роль в коммерции возрастала по мере роста производства и предложения товаров и услуг и насыщения рынка. Конечной целью этой деятельности является повышение прибыльности и достижение ее стабильности при производстве товаров и торговле ими.

Однако, возникновение современной концепции маркетинга как стройной системы целенаправленной деятельности с целью достижения устойчивого коммерческого успеха на избранном рынке, совпадает с началом текущего этапа НТР. С её углублением значение маркетинга нарастает все быстрее.

Ввиду многообразия и изменчивости рыночных условий создание единообразных «методических указаний» по технике маркетинга не представляется возможным, и до настоящего времени маркетинг является больше искусством, чем наукой.

Официально признанного определения маркетинга нет. В зависимости от своих потребностей разные авторы дают разные определения. Всего их, по некоторым подсчётам, существует более 2000.

По Ф. Котлеру: «Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена».

Иначе говоря, – это ежедневное и ежечасное решение своего рода головоломки: как поместить наиболее подходящий продукт (товар) в наиболее подходящее место (целевой рынок) в наиболее подходящее время и по наиболее благоприятной цене, т.е. по формуле: "Что, где, когда и почём".

В настоящее время АМА (Американской ассоциацией маркетинга) принято интегрированное определение: “Маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена”.

В российской экономике также появились свои определения, обобщившие предыдущие.

Маркетинг – комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучение внутренней и внешней среды предприятия, разработка стратегии и тактики поведения на рынке.

Пожалуй, наиболее яркое определение маркетинга дали петербургские экономисты: «Маркетинг – это рыночный способ превращения потребительских предпочтений в прибыль».


Сейчас читают про: