Рис. 1. Составляющие рынка
Рынок
Для понимания сущности и места маркетинга при работе на рынке следует вспомнить о том, что такое рынок и каковы основные составляющие любого рынка.
Рынком называется сфера обмена продуктами человеческого труда, посредством которого ресурсы общества служат удовлетворению его запросов.
Продукты труда получаются путем обработки ресурсов общества в сфере производства. Удовлетворение запросов общества происходит путем потребления продуктов в сфере потребления.
Понятие «рынок» в маркетинге существенно отличается от аналогичного понятия в экономике.
Рынок в маркетинговом понимании – это совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то продуктов, это место, где совершаются сделки.
Таким образом, потребности выливаются в конкретные желания, которые с учетом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на конкретные продукты; осуществляется обмен между производителем и потребителем, оформляемый в виде определенной сделки.
|
|
В современном обществе рынок не обязательно имеет физическое местоположение. Для демонстрации товара, его рекламы, получения заказов широко используются современные средства коммуникаций, без физических контактов с покупателями.
Рынок (сфера обмена) связывает между собой сферы производства и потребления. В свою очередь, каждый рынок характеризуется тремя составляющими (рис.1):
· Спрос;
· Предложение;
· Цена.
СПРОС |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
ЦЕНА |
Эти составляющие связаны и взаимозависимы. Изменение одной из них влечет за собой изменение других. Например, увеличение спроса на товар или услугу на каком-либо рынке вызывает, как правило, повышение цен на них и через некоторое время, рост предложения, что вновь приводит рынок в равновесие. Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Размер рынка зависит от числа людей, испытывающих определенные нужды и потребности и располагающих ресурсами, в которых заинтересованы другие индивиды, желающие и имеющие возможность предложить их в обмен.
Соотношение спроса и предложения определяет состояние конъюнктуры рынка. Это соотношение определяется рядом конъюнктурообразующих факторов. С течением времени соотношение конъюнктурообразующих факторов на рынке может изменяться. Конъюнктура рынка может принимать три положения (рис.2):
□ Спрос равен предложению. Это идеальный случай равновесного рынка;
|
|
□ Спрос превышает предложение. Это состояние рынка продавца;
□ Предложение превышает спрос. Это состояние рынка покупателя.
Состояние равновесного рынка, как и всякая идеальная система, может возникать и существовать лишь сравнительно кратковременно и переходит, в зависимости от тенденций развития экономики в регионе этого рынка, в одно из двух других состояний.
СПРОС |
РАВНОВЕСНЫЙ РЫНОК (НЕУСТОЙЧИВ) |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
=
СПРОС |
ДЕФИЦИТ |
РЫНОК ПРОДАВЦА |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
= +