Лекция 22. Постоянный (статичный или жесткий) бюджет составляется заранее в плановом порядке, включает доходы и затраты

Жесткие и гибкие бюджеты. Контроль и регулирование выполнения смет, стимулирование и ответственность персонала за выполнение сметы (нормативных расходов)

Постоянный (статичный или жесткий) бюджет составляется заранее в плановом порядке, включает доходы и затраты, исчисленные исходя из запланированного объема продаж. Его показатели в дальнейшем сопоставляются с фактическими результатами деятельности. Для анализа выполнения плановых показателей используется методика факторного анализа.

Для контроля затрат более полезен гибкий бюджет. Он больше подходит для анализа диапазона активности, чем отслеживания конкретного уровня активности и является скорее динамическим, чем статическим. С помощью формулы затраты/объем (или формулы гибкого бюджета) любой бюджет из набора просто преобразуется к виду, соответствующему необходимому уровню активности. Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные на фактический объем реализации.

Для составления гибкого бюджета все затраты делят на переменные и постоянные. Предприятия самостоятельно по своим стандартам определяют нормативы расхода производственных ресурсов. Гибкий бюджет разрабатывается пересмотром показателей исходного бюджета с разделением затрат на постоянные и переменные и пересчетом их фактически достигнутого объема деятельности. При этом величина постоянных затрат может оставаться неизменной (на уровне запланированной), а переменные затраты пересчитываются пропорционально изменению объема продаж и производства.

Для составления гибкого бюджета используется формула гибкого бюджета:

Гибкий бюджет = Переменные затраты на единицу продукции количество произведенных единиц + постоянные бюджетные затраты.

Гибкий бюджет может использоваться как для целей анализа, так и для целей контроля. Преимущества гибкого бюджета заключается в том, что он позволяет исключить влияние фактора «объема деятельности», который может находиться вне сферы контроля и ответственности конкретного менеджера и возглавляемого им подразделения.

Действенность контроля выполнения норм и нормативов будет тем выше, чем детальнее они разрабатываются. Большое разнообразие применяемых норм требует участия в их разработке основных функциональных подразделений.

Руководители центров ответственности должны нести ответственность за экономное и рациональное использование средств, предусмотренное бюджетом. Каждая служба, отдел должны иметь свои бюджетные показатели, смету и отвечать за их выполнение. В целях эффективного контроля необходимо сформировать механизм своевременного выявления отклонений от норм.

Выявление отклонений от норм расхода материалов (экономия, перерасход) производится следующими методами:

- методом документирования отклонений;

- методом учета партионного раскроя материалов;

- инвентарным методом.

Организацией могут разрабатываться и применяться другие методы выявления отклонений от норм, учитывающие особенности технологии производства продукции (работ, услуг).

Отклонения от норм расхода материалов методом документирования определяются на основании отдельных сигнальных первичных документов, где отражается отпуск материалов сверх норм.

Методом учета партионного раскроя пользуются для выявления отклонений от норм по каждой партии раскраиваемого материала. Там, где это необходимо и целесообразно, организуются участки централизованного раскроя материалов.

Материалы, подвергающиеся резке или раскрою (листовая сталь, гетинакс, стеклотекстолит, кожа, текстиль и т.д.), в производстве должны учитываться не только в весовом выражении (или в погонных метрах), но и в соответствующих единицах измерения площадей (м2; дм2 и т. д.). Учет партионного раскроя осуществляется в первичном учетном документе типовой формы «Раскройный лист» или «Раскройная карта», которые оформляются на каждую партию раскраиваемого материала. Они предназначены для:

- определения фактического расхода раскраиваемого материала, полученных заготовок и установления отклонений от действующих норм при раскрое по количеству и стоимости материалов, а также количества полученных отходов;

- списания расхода материалов в производство и оприходования отходов;

- выявления причин и виновников перерасхода материалов или установления экономии.

В форму заносится количество материала, поданного к рабочему месту, количество изготовленных заготовок (деталей), количество полученных отходов, а также количество неиспользованных материалов, возвращенных на склад.

Количество изготовленных заготовок (деталей) является в дальнейшем основанием для учета выработки и расчета оплаты труда.

При инвентарном методе отклонения от норм выявляются по каждому виду и номенклатурному номеру материалов по отдельным участкам или по подразделению организации в целом.

При этом методе на начало и конец месяца (проверяемого периода) производится инвентаризация остатков не израсходованных в производстве материалов, находящихся на рабочих местах (участках, бригадах). За каждый месяц (проверяемый период) составляется отчет о расходовании материалов, в котором показываются остатки материалов на начало и конец месяца (периода), сколько получено и возвращено материалов за отчетный месяц (период), сколько фактически израсходовано, количество произведенной продукции (изделий, деталей и т. д.) или объемы выполненных работ, расход материалов по нормам, экономия и перерасход. Это отчет с объяснениями руководителя подразделения, организации о причинах отклонений от норм и принятых мерах по устранению непроизводительных расходов (мерах по экономии материалов) передается в бухгалтерскую службу для проверки и расчета стоимостных показателей (если они не показаны в отчете).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: