Понятие и цели бюджетирования. Виды бюджетов

Под бюджетированием в управленческом учете понимают процесс планирования. Планирование – одна из функций управления, процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь ведут о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.

Бюджет (или смета) – это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых операций. Бюджет – количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода времени, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Составление бюджетов преследует следующие цели:

1. Разработка концепции ведения бизнеса:

- планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;

- оптимизация затрат и прибыли предприятия;

- координация — согласование деятельности различна подразделений предприятия.

1. Коммуникация — доведение планов до сведения руково­дителей разных уровней;

2. Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;

3. Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;

4. Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптими­зация финансовых потоков.

Процесс составления бюджета называется бюджетным циклом, который состоит из таких этапов:

• сообщение основных направлений развития предприятия лицам, ответственным за разработку бюджетов;

• разработка первого варианта бюджетов;

• координация и анализ первого варианта бюджетов, вне­сение коррективов;

• утверждение бюджетов руководством предприятия;

• последующий анализ и корректировка бюджетов в соот­ветствии с изменившимися условиями.

Бюджет может быть построен «снизу вверх» или «сверху вниз» (предписанный бюджет). Бюджет, составленный по принципу «снизу вверх», предусматривает сбор, обработку и передачу информации от руководителей низшего уровня управления руководителям следующего уровня управления. Основной проблемой при этом является то, что руководители низших уровней не имеют полного представления о целях и задачах, которые намечены высшим руководством, а также несогласованность, т.е. стремление каждого руководителя решать только свои узкие задачи.

При организации планирования «сверху вниз» руководитель определяет общую цель, вырабатывает стратегию, а на следующих уровнях управления разрабатываются подробные планы, вплоть до хозяйственных операций, для достижения общей цели. Недостатком такого планирования нередко является слабая осведомленность руководителей высшего уровня об особенностях производственного, технологического, снабженческого, сбытового и других процессов. Поэтому на практике чаще всего используются смешанные варианты составления бюджета.

Бюджеты в широком смысле подразделяются на два основных вида: текущие (операционные) бюджеты, отражающие теку­щую (производственную) деятельность предприятия, и финансовый бюджет, представляющий собой прогноз финансовой отчетности.

В зависимости от поставленных задач различают также бюджеты:

а) генеральные и частные;

б) гибкие и статические.

Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия – генеральный (общий) бюджет. Цель генерального бюджета – суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия (частные бюджеты).

Генеральный бюджет состоит из двух частей – операционного и финансового бюджетов.

В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.

Статический бюджет – бюджет организации, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности. Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет статические. При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации.

Гибкий бюджет – бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются. В идеальном случае гибкий бюджет составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.

Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.

В отличие от финансовой отчетности, формы бюджетов нестандартизированы. Их структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

Бюджеты могут разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (в течение 1 квартала пересматривается смета на 2 квартал и составляется смета на 1 квартал следующего года, бюджет все время проецируется на год вперед).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: