Данный бюджет составляется исходя из принятой на предприятии системы оплаты
труда. Как правило, он состоит из двух частей - план оплаты труда основного персонала и административно-управленческого персонала (хотя некоторые компании оплату АУП планируют в бюджете административных расходов). В данном примере рассмотрена простейшая схема сдельной формы оплаты труда основных рабочих и менеджеров по продажам и система окладов для вспомогательного и административного персонала. Для предприятий с более сложной формой оплаты труда необходимо для составления данного бюджета формировать промежуточные расчетные таблицы, на основании которых будет рассчитываться планируемая сумма оплаты труда.
Бюджет закупок по поставщикам Таблица 2.4.9.
Поставщик | Предоплата | Кредиторская на начало месяца | Объем закупок (в руб.) | Итого к оплате | Оплата в бюджетном месяце | Кредиторская на конец месяца | Сдельная предоплата | Изменение КЗ | Изменение в предоплате | Расчет НДС |
Поставщик №1 |
Продолжение таблицы 2.4.9 – Бюджет закупок по поставщикам
Сырье 1 | ||||||||||
Сырье 2 | ||||||||||
Поставщик №2 | ||||||||||
Сырье 3 | ||||||||||
Всего |
Переменная часть оплаты труда основных работников планируется исходя из норматива 0,54 руб. на единицу продукции А и 0,59 руб. на единицу продукции Б. Постоянная часть оплаты труда основного персонала рассчитывается на основании штатного расписания и составляет 50 000 руб. (без начислений). Ставка начислений на зарплату составляет 36,6 %. Бюджет оплаты труда основного персонала приведен в таблице 2.4.10.
Бюджет оплаты труда основного персонала Таблица 2.4.10
Начисления в планир. мес. | Продукт А | Продукт Б | |
Объем производства продукции, ед. | |||
Трудозатраты, руб./ед. | |||
Переменные затраты на оплату труда, руб. | |||
Постоянная оплата, руб. | |||
Всего затраты на оплату труда | |||
Начисления на заработную плату |
Переменные затраты на оплату труда рассчитываются умножением нормы трудозатрат на объем производства. Постоянная зарплата планируется для компании в целом и разделяется по видам продукции пропорционально переменной зарплате. Начисления на оплату труда рассчитываются исходя из суммарных затрат на оплату труда и ставки начислений.
Зарплата административно-управленческого персонала также разделяется на переменную и постоянную части. Переменную часть составляют комиссионные менеджеров по продажам в размере 3 % от суммы проданных товаров с НДС. План оплаты труда А УП приведен в таблице 2.4.11.
Бюджет оплаты труда АУП Таблица 2.4.11.
Начисления в планируемом месяце | |
Объем продаж (В т. ч. НДС) | |
Комиссионные менеджеров по продажам (3 % х объем продаж) | |
Постоянная зарплата | |
Затраты на оплату персонала | |
Начисления на заработную плату |
Сводный бюджет оплаты труда в таблице 2.4.12
Сводный бюджет оплаты труда Таблица 2.4.12.
Задолженность на начало месяца | Начисления в планируемом месяце | Итого к выплате | Выплата в планируемом месяце | Задолженность на конец месяца | |
Затраты на оплату персонала | |||||
Начисления на заработную плату |
Задолженность на начало месяца переносится из начального баланса (таблица 2.4.1), начисления в планируемом месяце сводятся из таблиц 2.4.11 и 2.4.12. Оплата в бюджетном месяце планируется исходя из отсрочки выплаты зарплаты и начислений на один месяц. В бюджетном месяце погашается только задолженность на начало месяца, т. е. то, что было начислено в прошлом месяце. Зарплата с начислениями бюджетного месяца переходит в
задолженность на конец месяца.
Шаг 7. Бюджет производственных накладных затрат.
Этот бюджет представляет собой количественное выражение планов относительно
всех затрат компании, связанных с производством продукции, за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда. Как и в годовом бюджете, планирование накладных производственных затрат на месяц целесообразно составлять с использованием агрегированных финансовых показателей с уточнениями до статей. Например, если в годовомбюджете устанавливается суммарный норматив переменных затрат на единицу товара, вмесячном бюджете этот норматив можно детализировать до статей (непрямые материалы, расходы на электроэнергию, расходы на воду, прочие статьи). Постоянные затратытакже целесообразно планировать по статьям. Однако не следует слишком углубляться вдетализацию статей накладных затрат, так как это займет много времени и может сделать систему громоздкой.
В расчетном примере для упрощения и наглядности расчетов ставка переменных затрат запланирована одним значением и составляет 0,5 руб. на единицу продукции А и0,4 руб. на единицу продукции Б. Планируемые постоянные накладные затраты приведены в таблице 2.4.13.
Постоянные накладные расходы Таблица 2.4.13.
Статья | Сумма, руб. мес. |
Содержание кладовщика | 4 000 |
Текущий ремонт | 65 000 |
Спецодежда и санитария | 20 000 |
Топливо, газ | 70 000 |
Электроэнергия | 100 000 |
Вода | 65 000 |
Амортизация | 150 000 |
Содержание оборудования | 80 000 |
Командировочные | 8 000 |
НДС в производственных расходах | 70 000 |
Статьи затрат в таблице запланированы без НДС. Расчет НДС производится отдельно
и связан с тем, какая часть накладных затрат «приходит со стороны».
Бюджет производственных накладных затрат для рассматриваемого примера приведен в таблице 2.4.14.
Бюджет производственных накладных затрат Таблица 2.4.14.
Статья | Итого | Продукт А | Продукт Б |
Объем производства продукции (ед.) | |||
Норма переменных накладных затрат (руб.кг.) | |||
Планируемые переменные накл. затраты (руб.) | |||
Планируемые постоянные затраты (руб.) | |||
Итого накладных затрат | |||
Амортизация | |||
Оплата накладных затрат | |||
НДС | |||
Оплата накладных затрат с учетом НДС |
Сумма постоянных затрат распределяется по продуктам пропорционально переменным затратам на оплату труда основного персонала (таблица 2.4.9). В итоговой сумме накладных затрат не учитывается НДС, поскольку данное значение попадает в прогнозный отчет о прибыли, в котором все суммы должны учитываться без НДС. Оплата накладных затрат рассчитывается как сумма всех статей затрат и НДС за вычетом амортизации, поскольку она является неденежной статьей затрат.
На основании данных бюджетов закупок сырья, оплаты труда основного персонала и накладных производственных затрат составляет бюджет себестоимости реализованной продукции, который имеет следующий вид (таблица 2.4.15).
Бюджет себестоимости реализованной продукции Таблица 2.4.15
Сырье (руб./ ед.) | Оплата труда (руб./ ед.) | Накладные затраты (руб./ ед.) | Затраты на единицу продукции всего (руб./ ед.) | Стоимость запасов на начало месяца (руб.) | Себестоимость реализованной продукции (руб.) | Стоимость запасов на конец месяца (руб.) | Изменение остатка (руб.) | |
Продукт А | ||||||||
Продукт Б | ||||||||
Всего |
Себестоимость продукции состоит из стоимости сырья, зарплаты основного персонала и производственных накладных затрат.
Сырье на единицу продукции рассчитывается как сумма произведений норм расхода и цены сырья. При этом, если цена сырья в бюджетном месяце изменяется по сравнению с прошлым (запасы сырья на начало месяца учитываются по одной цене, а закупка в бюджетном месяце планируется по другой цене), стоимость сырья рассчитывается как средняя взвешенная по формуле
После определения средней цены сырья за период сырье на единицу продукции рас
считывается как сумма произведений норм и полученных цен.
Оплата труда на единицу рассчитывается по формуле:
Затраты на оплату труда основного персонала + Начисления на зарплату
Объем производства продукции
Накладные затраты на единицу рассчитываются по формуле:
С накладных затрат без НДС
Объем производства продукции
Себестоимость реализованной продукции рассчитывается по методу FIFO, т. е. первым списываются запасы товара на начало месяца, а затем товар, закупаемый в бюджетном месяце. Сумма себестоимости реализованной продукции рассчитывается по формуле:
Стоимость запасов на конец месяца рассчитывается умножением суммарных затрат на единицу продукции на планируемый остаток на конец месяца.
Изменение остатка определяется как разница между стоимостью запасов на начало и
конец месяца.
Шаг 8. Бюджет административных и реализационных затрат.
Для рассматриваемого примера этот бюджет включает в себя только план расходов по содержанию офиса (часть затрат на сбыт и управление была спланирована в бюджете оплаты труда). Перечень статей затрат, планируемых в данном бюджете, может быть значительно больше (в зависимости от специфики каждой компании), однако не нужно излишне детализировать статьи до всех составляющих. С одной стороны, это потребует значительных затрат времени, с другой стороны, некоторые статьи можно более точно
спланировать одной суммой без детализации до подстатей. Например, можно спланировать сумму затрат на канцтовары в размере 500 руб. или составить детальный план количества ручек, карандашей, скрепок, бумаги и т. д. Практически всегда более точным окажется первый вариант прогноза.
Исходные данные для плана расходов по содержанию офиса приведены в таблице 2.4.16.
Начисление и планируемая оплата затрат на содержание офиса Таблица 2.4.16
Затраты в планируемом месяце (с НДС), руб. | Выплата в планируемом месяце (с НДС), руб. | |
Канцтовары | ||
Хозтовары | ||
Расходные материалы для содержания оргтехники | ||
Услуги связи: | ||
почта | ||
бухгалтерские бланки | ||
бумага | ||
обслуживание транспорта |
План затрат на содержание офиса приведен в таблице 2.4.17.
Механизм расчета сумм кредиторской задолженности, предоплаты на конец месяца,
суммы НДС, изменения кредиторской и предоплаты такой же, как и в бюджете закупок по поставщикам (таблица 2.4.9).
На следующем этапе данные всех рассмотренных выше бюджетов сводятся в результирующие бюджеты:
· бюджет платежей НДС;
· прогнозный отчет о прибыли;
· бюджет движения денежных средств прямым и косвенным методами;
· прогнозный баланс.
Шаг 9. Бюджеm НДС.
В бюджете НДС сводятся все данные по НДС к оплате и возмещению из операционных бюджетов, и определяется сальдо по НДС. Формат данного бюджета для рассматриваемого примера приведен в таблице 2.4.18.
Статья «НДС к оплате» переносится из бюджета продаж по клиентам (таблица 2.4.4), сумма НДС к возмещению за транспортное обслуживание, сырье, производственные накладные расходы, содержание офиса переносится из соответствующих операционных бюджетов (таблица 2.4.5,9, 14, 17). НДС по приобретенным основным средствам отсутствует, поскольку в бюджетном месяце не планируется приобретение необоротных активов. Разница между НДС к оплате и НДС к возмещению составляет сальдо по НДС. Если сальдо отрицательное, т. е. НДС к оплате меньше, чем НДС к возмещению, сумма попадает в баланс в качестве задолженности государства перед компанией по ИДС (в текущие активы). В обратном случае сальдо по НДС переходит в баланс в задолженность перед бюджетом по НДС (в текущие пассивы).
Согласно действующему законодательству, сумма НДС к уплате выплачивается в месяце, следующем за отчетным. Таким образом, в бюджете планируется оплата задолженности перед государством по НДС на начало месяца (из начального баланса). Если государство должно возместить НДС компании, получение денег не планируется, задолженность переходит на следующий месяц (так происходит до тех пор, пока сальдо по НДС с учетом остатка на балансе не станет положительным).
Расчет оплаты НДС приведен в таблице 2.4.19.
План затрат на содержание офиса Таблица 2.4.17
Предоплата | Кредиторская на начало месяца | Объем закупок (в руб.) | Итого к оплате | Оплата в бюджетном месяце | Кредиторская на конец месяца | Сдельная предоплата | Изменение КЗ | Изменение в предоплате | Расчет НДС | |
Канцтовары | ||||||||||
Хозтовары | ||||||||||
Расходные материалы для содержания оргтехники | ||||||||||
Услуги связи: | ||||||||||
почта | ||||||||||
бухгалтерские бланки | ||||||||||
бумага | ||||||||||
обслуживание транспорта | ||||||||||
Итого |
Бюджет НДС Таблица 2.4.18
Статья НДС | Сумма |
НДС к оплате | |
НДС к возмещению | |
за транспортное обслуживание | |
за закупленное сырье | |
за производственные накладные расходы | |
за содержание офиса | |
за приобретенные основные средства | |
Сальдо по НДС |
Расчет оплаты и задолжности по НДС Таблица 2.4.19
Задолженность по НДС на начало мес. | |
Начисленный НДС | |
НДС к оплате | |
Уплата НДС в текущем месяце | |
Задолженность по НДС на конец мес. |