Виды бюджетов. Жесткий и гибкий бюджеты

Методы экономико - математического моделирования.

Метод оптимизации плановых решений.

Балансовый метод.

Сущность метода - путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовая увязка по финансовым ресурсам имеет вид:

ОН + П = Р + ОК, где

ОН - остаток средств фонда на начало планируемого периода;

П - поступление средств в фонд;

Р - расходование средств фонда;

ОК - остаток средств фонда на конец планируемого периода.

Сущность метода - в разработке нескольких вариантов плановых расчетов, с целью выбора наиболее оптимального. При этом могут применяться различные критерии выбора оптимального решения: минимум затрат; максимум прибыли; минимум вложения капитала при наибольшей эффективности результата; минимум времени на оборот капитала; максимум дохода на рубль вложенного капитала и другие.

Сущность - позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими; построить экономико-математическую модель. Модель может строиться по функциональной и корреляционной связи. Процесс разработки плановых показателей с применением экономико-математических моделей финансовых показателей складывается из следующих основных этапов: анализ и оценка отчетных данных за предплановый период, изучение динамики финансовых показателей за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики; построение экономико-математической модели плановых показателей; прогнозирование показателей на основе экономико-математической модели и разработка различных вариантов планируемого показателя; анализ и экспертная оценка перспектив изменения планируемых показателей; принятие планового решения.

Виды бюджетов можно разделить на четыре основные группы:

- основные бюджеты (БДР, БДДС, Расчетный баланс);

- операционные бюджеты (бюджет продаж, бюджет прямых материальных затрат, бюджет прямых затрат труда, бюджет управленческих расходов и т.д.);

- вспомогательные бюджеты (бюджеты налогов, бюджет капиталовложений, кредитный план и т.д.);

- дополнительные бюджеты (бюджеты распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ).

Все эти бюджеты необходимы для составления так называемого сводного производственного, или основного, бюджета (мастер-бюджета).

Основные бюджеты предназначены для управления финансами предприятия, оценки финансового состояния бизнеса. Бюджет доходов и расходов, является наиболее распространенным в нашей стране и наиболее привычным для понимания руководителями. Назначение данного бюджета – показать соотношение всех доходов от реализации в плановый период со всеми видами расходов, которые предполагает понести в этот же период. Нельзя путать выручку от реализации в бюджете доходов и расходов с поступлением денежных средств за поставленную продукцию. Основной смысл бюджета доходов и расходов – показать руководителям компании эффективность ее хозяйственной деятельности в предстоящий период. БДиР позволяет также установить лимиты основных видов расходов, целевые показатели прибыли, проанализировать и определить резервы формирования и увеличения прибыли, оптимизации налоговых и других отчислений в бюджет, возможности возврата заемных средств, формирования фондов накопления и потребления и т.п. БДиР отражает структуру себестоимости продукции конкретного вида бизнеса, проекта, ЦФО или структурного подразделения, а, следовательно, по нему можно судить об их рентабельности. Составление БДДС призвано обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств предприятия на предстоящий период. БДДС отражает потребность во внешнем финансировании и способствует более точному определению объемов финансирования. Расчетный баланс – это прогноз соотношения всего, чем располагает бизнес в данный момент.

Все основные бюджеты взаимосвязаны друг с другом и имеют ряд так называемых корреспондирующих статей. Это проявляется, прежде всего, в форматах БДиР и БДДС, имеющих ряд одинаковых статей. Но различия между ними неизбежны. Одно из назначений расчетного баланса заключается в том, что он фиксирует расхождения, возникающие между корреспондирующими статьями БДиР и БДДС.

Операционные и вспомогательные бюджеты нужны, прежде всего, для увязки натуральных показателей планирования со стоимостными, для более точного составления основных бюджетов, определения наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые стоит учитывать при составлении основных бюджетов.

Специальные бюджеты (вспомогательные и дополнительные) необходимы для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного (регионального) налогообложения.

Существуют различные подходы к разработке бюджетов.

Гибкий бюджет показывает размеры затрат и результаты при различном объеме деятельности соответствующего центра ответственности. В зависимости от объема деятельности переменные и смешанные затраты меняются, а постоянные остаются неизменными. Поэтому в гибком бюджете указываются ставка переменных затрат на единицу продукции и прирост смешанных затрат на единицу продукции и прирост смешанных затрат на единицу объема продукции. Эта ставка есть норма, умноженная на цену. Постоянные затраты выделяются отдельно. С помощью формулы, связывающей затраты и объем производства, можно разрабатывать сметы и планы для различных уровней деловой активности. Гибкий бюджет наилучшим образом подходит для центров полностью регулируемых затрат, а также для центров выручки, так как он показывает, каким образом руководитель, меняя объем выпуска или реализации, может воздействовать на затраты или выручку, затраты на основные материалы, сдельную зарплату и др.

Фиксированный бюджет не меняется в зависимости от изменений уровня деловой активности, поэтому его используют для планирования частично регулируемых затрат, которые не зависят непосредственно от объема производства. Примером фиксированных бюджетов может служить план затрат на НИОКР, на рекламу и т.д.

Выделяют следующие разновидности фиксированных бюджетов:

- бюджеты от достигнутого составляют на основании статистики прошлых периодов с учетом возможного изменения условий деятельности предприятия. Например, общехозяйственные расходы обычно планируют от достигнутого;

- бюджеты с проработкой дополнительных вариантов отличаются от обычных приростных бюджетов анализом различных вариантов;

- бюджеты с нуля разрабатывают исходя из предположения о том, что для данного центра ответственности бюджет составляется впервые. Это избавляет от груза прошлых ошибок. Целесообразно составлять для частично регулируемых затрат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: