Земельный сервитут

Земельно-правовой сервитут — это право ограниченного пользования со­седним или другим земельным участком. В соответствии с земельным зако­нодательством Республики Беларусь собственник земельного участка вправе требовать от землепользователя соседнего земельного участка, а в необходимых случаях - и от землепользователя иного земельного участка установления зе­мельного сервитута.

Признаки сервитута:

- обременение земельного участка земельным сервитутом не лишает землепользователя права владения, пользования и рас­поряжения этим участком;

- сервитут может предоставить только собственник земли;

- сервитут сохраняется в случае перехода прав на обремененный участок к другому лицу, но покупатель должен быть уведомлен о наличии сервитута;

- ЗС не может быть самостоятельным предметом сделки.

Земельный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, тре­бующим его установления, и землепользователем обременяемого им земельного участка. В случае недостижения соглашения об установлении и условиях зе­мельного сервитута спор разрешается судом по иску заинтересованного лица.

Земельный сервитут может устанавливаться на определенный срок (сроч­ный земельный сервитут) и на неопределенный срок (постоянный земельный сервитут). Если в договоре о земельном сервитуте или постановлении суда об установлении земельного сервитута срок его действия не указан, земельный сервитут считается постоянным.

В случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юри­дическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением, собственник вправе требовать в судебном поряд­ке прекращения сервитута.

В соответствии с установившейся земельно-правовой практикой обычно сервитут устанавливается (прекращается) на основании соглашения между за­интересованным лицом и собственником соседнего участка и подлежит реги­страции. В случае недостижения соглашения между заинтересованным лицом и собственником соседнего участка об установлении сервитута спор разрешается судом по иску заинтересованного лица, и сервитут устанавливается на основа­нии решения суда.

Сервитут сохраняется и при переходе права на обремененный сервитутом земельный участок к другому лицу. Приобретатель такого участка должен быть уведомлен об обременении участка сервитутом. Установление сервитута вы­полняется кадастровым органом. Для работ по установлению сервитута када­стровый орган может привлекать юридических и физических лиц, имеющих специальное разрешение (лицензию) на выполнение землеустроительных работ. Стоимость сервитута, который устанавливается на земельном участке государ­ственной формы собственности, как правило, подлежит обязательной оценке. Если доминантный (земельный участок, получающий выгоду от установления сервитута) и обременяемый(ые) земельные участки расположены в разных кадастровых округах, то установление сервитута выполняется кадастро­вым органом по местоположению обременяемого участка.

Процедура установления сервитута начинается с письменного заявления заинтересованного лица и собственника обременяемого земельного участка об установлении сервитута в кадастровый орган и завершается государственной регистрацией сервитута и выдачей кадастровым органом документов, удостове­ряющих регистрацию, и включает следующие действия:

—изучение возможности установления сервитута и составление договора о сервитуте;

—подписание договора о сервитуте владельцами земельных участков или их представителями, уполномоченными на то законодательством или доверен­ностями;

—государственная регистрация сервитута и договора о сервитуте;

—выдача документов, удостоверяющих государственную регистрацию сер­витута.

При изучении возможности установления сервитута и составлении договора о сервитуте кадастровый орган проверяет правомочия заявителей по записям в государственной земельно-кадастровой книге и обследует земельные участки в натуре (обследование осуществляется в случае необходимости и включает проверку использования земельных участков по целевому назначению, а также соответствия границ и других характеристик земельных участков сведениям из государственной земельно-кадастровой книги и кадастровой карты), а также принимает решение о границах сервитута. Решение принимается на основании заявления об установлении сервитута с учетом строительных норм и правил, норм отвода земель для инженерных сооружений, ограничений, вытекающих из комплексных градостроительных регламентов, градостроительной докумен­тации, экологических, санитарных и противопожарных требований. При не­обходимости осуществляется оценка сервитута и составляется проект договора о сервитуте, который подписывается заявителями в кадастровом органе. Реги­страция сервитута включает государственный кадастровый учет границ серви­тута и государственную регистрацию сервитута в государственной земельно-кадастровой книге. Кадастровая процедура выполняется на платной основе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: