Лекция 18. Инновационные процессы в образовании

1.1. Инновационная направленность педагогической деятельности

1.2. Развитие образовательной системы в России

1.3. Развитие образования в современном мире

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, метод, формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. В отечественной педагогике сделаны первые попытки объяснения сущности и содержания инновационных процессов.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема и изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Одни инновационные процессы прежде всего связывают с изучением, обобщением и распространением педагогического опыта, другие отдают предпочтение проблеме разработки и внедрения педагогических новшеств. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно. Их объективная взаимосвязь заключается в том, что процесс изучения, обобщения и распространения педагогического опыта имеет своей конечной целью внедрение нового, передового в массовую практику. Таким образом, результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает подготовку к отбору, оценке и применению в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик.

Инновационная направленность педагогической деятельное предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения воспитания, создание в школе определенной инновационной среды.

В этой связи возникает вопрос о том, кто может и должен быть распространителем и пропагандистом новых педагогических идей и технологий. Изучать и распространять опыт отдельного педагога или опыт школы, результаты научных исследований должны груп­пы подготовленных учителей под руководством заместителя ди­ректора по научной работе или завуча школы. Необходимость со­здания таких групп объясняется рядом обстоятельств. Во-пер­вых, автор педагогического новшества или какой-либо конст­руктивной педагогической идеи или технологии не всегда отдает отчет в его ценности и перспективности. Во-вторых, он не всегда считает нужным заниматься внедрением своих идей, так как это требует дополнительного времени, усилий и др. В-тре­тьих, новшество в изложении его автора не всегда получает обо­снованную научную и методическую инструментовку. В-четвер­тых, при изложении автором своих инноваций и путей их вне­дрения со стороны учителей-коллег может проявиться реакция «отторжения» в силу личностных особенностей как автора, так и его коллег. Таким образом, в условиях школы объединяются усилия создателей и распространителей педагогических инноваций.

Критерии педагогических инноваций. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Таким образом, инновационное образование включает в себя личностный подход, фундаментальность образования, творчес­кое начало, сущностный и акмеологический подход, профессионализм, синтез двух культур (технической и гуманитар­ной), использование новейших информационных технологий.

В последние годы понятие «компьютерные технологии» обу­чения все чаще заменяют термином «информационные технологии» (НИТ — новые информационные технологии обучения). Все информационные технологии связаны с компьютерным обу­чением. Для их реализации требуется:

• создать технологические условия, аппаратные и программ­ные средства, телекоммуникационные системы, обеспечи­вающие выполнение указанных условий;

• обеспечить индустриально-технологическую базу для про­изводства в рамках международного разделения труда наци­ональных конкурентоспособных информационных техноло­гий и ресурсов;

• обеспечить первоочередное развитие опережающего про­изводства информации и знаний;

• подготовить квалифицированные кадры;

• реализовать комплексное внедрение информационных тех­нологий в сферу производства, управления, образования, науки, культуры, транспорта, энергетики.

В современный период встает необходимость разработать и применять открытые системы интенсивного обучения. Эти си­стемы дают студенту возможность выбора подходящей ему тех­нологии обучения и разработки индивидуальной программы формирования и актуализации личности. Но реализация синте­за открытых систем интенсивного обучения возможна лишь при соблюдении ряда условий.Это:

всесторонний учет характеристик педагогической среды, в которой будет проходить процесс обучения. Со­держательные характеристики педагогической среды оп­ределяются знаниями, умениями и навыками; познава­тельным и культурным потенциалом; формами и методами организации обучения и самостоятельной работы студентов;

соблюдение принципа адаптации процесса обучения к лич­ности студента. Этот принцип реализуется на практике через нелинейное структурирование дисциплины (составле­ние ее внешнего и внутреннего модулей) и составление раз­ветвленной программы ее изучения студентами;

• ускорение индивидуального освоения студентами об­щенаучных и специальных знаний благодаря проек­тированию «логического конструкта» дисциплины, в ко­тором даны базовые знания в свернутом виде.

Перспективно применение модульного обучения.

Модуль — это логически завершенная часть учебного ма­териала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся. Основой для формирования модулей служит рабочая программа дисциплины. Модуль часто совпадает с те­мой дисциплины или блоком взаимосвязанных тем. Однако, в отличие от темы, в модуле все измеряется, все оценивается: за­дание, работа, посещение учащимся занятий, стартовый, про­межуточный и итоговый уровень учащихся. В модуле четко оп­ределены цели обучения, задачи и уровни изучения данного модуля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: