Системы планов на предприятиях городского хозяйства

Контроль за выполнением плана

Реализация плана на предприятии

1.3.1. Реализовать план - значит выполнить все практиче­ские задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевес­ти деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производст­венную стадию.

 

1) Процесс превращения денежного (авансированного) капитала в производительный капитал.

На данной стадии реализации бизнес-плана денежная форма капитала превращается в товарную форму путем купли средств производства и рабочей силы. Именно на этой стадии реализации проекта очень важно наиболее грамотно подобрать персонал фир­мы и надежных партнеров-поставщиков, рационально расходовать финансовые средства на приобретение необходимых предметов и средств труда, в которые включаются сырье, материалы, орудия труда, технологии, производственные помещения, средства комму­никаций, транспорт и др.

2) Процесс производства товаров (услуг).

Третья стадия реализации проекта является решающей, так как приводит к созданию конечного продукта бизнеса, который предлагается на рынке. При этом важнейшими факторами конку­рентоспособности изделий (услуг) является их качество и себестои­мость.

Для успешной реализации производственного процесса необ­ходимо внедрение научной организации труда - НОТ, которая на­правлена на решение следующих задач:

• экономической, связанной с наиболее полным использованием оборудования, материалов, сырья, обеспечением повышения произ­водительности труда;

• психофизиологической, связанной с созданием благоприят­ных условий труда;

• социальной, направленной на повышение удовлетворенности условиями и результатами труда.

3) Процесс реализации готовых товаров (услуг).

Данный этап является определяющим, поскольку именно чет­вертая стадия реализации бизнес-плана позволяет практически оце­нить прибыльность инвестиций после выручки. Успех реализации изделий (услуг) фирмы напрямую зависит от уровня и качества проведенных маркетинговых исследований, а также команды сбыто­вых служб и партнеров-покупателей.

Обычно на данной стадии реализации плана вносятся изменения (если это необходимо) в стратегию и тактику предпринима­тельской деятельности, которые непосредственно влияют на следую­щий по последовательности процесс распределения выручки.

4) Процесс распределения выручки.

Если из выручки в следующий цикл оборота капитала вкла­дывается сумма, равная первоначальному авансированному капита­лу, то такое воспроизводство называют простым (отсутствуют рост и сокращение производства).

Если же в следующий цикл вкладывается сумма большая, чем первоначально авансированный капитал, то такое воспроизводство называют расширенным (налицо стратегия роста). При этом изли­шек финансовых средств берется из фонда накопления или других источников финансирования (см. рис. 3).

Процесс распределения выручки включает в себя разделение прибыли на фонд потребления (доход) и фонд накопления (капитализация). Фонд потребления в свою очередь распределяется между фир­мой и инвесторами.

Таким образом, комплексное внедрение бизнес-плана пред­ставляет собой реализацию всех пяти стадий проекта. Необходимо отметить, что стадии реализации плана не всегда поддаются пошаговому анализу, когда одна стадия неизменно следует за дру­гой. Неизбежно большое количество пересечений и одновременного планирования различной деятельности. Это может быть обусловле­но, в частности, тем, что для различных стадий реализации проектов требуются разные периоды времени. Поэтому необходимо составить реалистичный график для различных стадий внедрения проекта. План реализации всего проекта должен содержать график, который объединяет различные стадии реализации в последова­тельную схему действий.

Комплексная реализация плана обычно возлагается на команду внедрения проекта. Если компания в процессе образования имеет квалифицированный персонал, то она может назначить ко­манду внедрения под своим собственным управлением. В ином слу­чае может быть избран профессиональный консультант, действую­щий в интересах инвестора. Если инвесторы начинают новый биз­нес, и проект не может быть внедрен в существующее предприятие, то в этом случае необходимо создание новой компании.

При реализации плана рекомендуется:

• составить график реализации плана, который объединит различные стадии реализации в последовательную схему действий;

• определить продолжительность каждой стадии;

• распределить обязанности сразу же как сформировали план и контролировать их выполнение;

• документировать все данные реализации для последующей корректировки планов;

• учиться на ошибках и стараться не повторять их;

• разработать несколько альтернативных прогнозов изменения значений исходных данных, соответствующих пессимистичному и оптимистичному вариантам развития ситуации.

1.3.2. Одной из основных задач планирования является осу­ществление постоянного контроля. При этом задача контроля со­стоит не в том, чтобы зафиксировать невыполнение решения, а в том, чтобы не допустить срыва решения, то есть достигнуть цели в намеченные сроки.

Формы контроля принято классифицировать по следующим критериям:

• по регламенту осуществления - обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

• по времени проведения - предварительный, текущий, после­дующий;

• по субъектам, осуществляющим финансовый контроль, - пре­зидентский, представительных органов государственной власти и местного самоуправления, исполнительных органов власти, финан­сово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;

• по объектам контроля - бюджетный, за внебюджетными фон­дами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестицион­ный, за денежной массой.

Система контроля реализации плана включает в себя контроль мероприятий и финансовый контроль. Что касается пла­на мероприятий, то это могут быть известные всем администрато­рам таблички (кто делает, что делает, когда делает, результат испол­нения), а в более сложном случае, когда мероприятия связаны между собой, - различные сетевые графики. Следует принять за правило, чтобы каждое подразделение предприятия ежеквартально направ­ляло «Отчет о выполнении бизнес-плана подразделения» (в соответ­ствии с типовой формой) за подписью руководителя подразделения в Планово-экономический отдел или другие уполномоченные орга­низации, которые осуществляют контроль за реализацией бизнес-планов подразделений. В связи с этим целесообразно разработать «Положение о порядке учета и контроля мероприятий по внедре­нию бизнес-плана», оформленное соответствующим приказом.

Существуют следующие методы проведения контроля меро­приятий: проверка, обследование, надзор, анализ, наблюдение (мо­ниторинг), ревизия.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий (бухгалтерия, финансо­вый отдел и т.д.). Независимый финансовый контроль осуществля­ют специализированные аудиторские фирмы и службы, оказываю­щие услуги на платной основе.

Объектом финансового контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия и его структурных подразделений.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:

• содействие сбалансированности между потребностью в фи­нансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов пред­приятия;

• обеспечение своевременности и полноты выполнения финан­совых обязательств;

• выявления внутрипроизводственных резервов роста финансо­вых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повыше­нию рентабельности;

• содействие рациональному расходованию материальных цен­ностей и денежных ресурсов на предприятии;

• содействие правильному ведению бухгалтерского учета и от­четности;

• обеспечение соблюдения законодательных и нормативных ак­тов, в том числе в области налогообложения предприятия.

Различают следующие формы проведения финансового кон­троля:

• предварительный - осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансового плана предприятия;

• текущий - проводится в процессе исполнения финансового плана, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций;

• последующий - осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом, проверяется целесообразность расходования денежных средств при выполнении финансового плана предприятия.

По приемам и способам осуществления финансового контро­ля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

Комплексный контроль состоит из следующих элементов сис­темы контроля: контроль запасов, производственный контроль, кон­троль качества, контроль продаж, контроль расходов.

Целесообразно отметить, что в случае необходимости сотруд­ники контролирующих организаций могут запрашивать необходи­мую для контроля информацию из подразделений предприятия, задействованных в реализации контролируемого плана.

1.3.3. К основным разновидностям планов на предприятиях городского хозяйства относятся: план по общим характеристикам предприятия, план по характеристике услуг (товаров), план по рынкам сбыта услуг (товаров), план по конкуренции на рынках сбыта, план маркетинга, план производства, организационный план, план по рискам в деятельности предприятия, финансовый план. Для систематизации и обоснования планов используются так называемые традиционные и экономико-математические методы.

К традиционным методам планирования относятся: сравнение, группировка, нормативный, расчётно-аналитический, балансовый.

К экономико-математическим методам относятся: экономический, инженерный, статистический, математический, методы моделирования и программирования, метод экспертных оценок.

Основой составления плана являются информационное и правовое обеспечение экономической идеи. Информационное обеспечение включает в себя исследование рыночной конъюнктуры, анализ возможностей и рисков, выбор предмета деятельности. Правовое обеспечение включает в себя правильный выбор организационно-правовой формы предприятия, правовое обеспечение сделок, правовое обеспечение взаимоотношений с государственными органами.




double arrow
Сейчас читают про: