Планирование ремонта и услуг жилищно-коммунального хозяйства

2.2.1. План по конкуренции на рынках сбыта

2.2.2. План маркетинга

2.2.3. План производства

2.2.4. Организационный план

2.2.1. Существуют два типа конкуренции: внутриотраслевая и меж­отраслевая.

Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивиду­альные стоимости к единой рыночной стоимости и рыночной цене.

Межотраслевая конкуренция приводит к уравнению годовых норм чистой прибыли во всех отраслях производства.

Правовое регулирование конкуренции осуществляется на ос­нове Гражданского кодекса РФ, а также Федеральных законов РФ: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите конкуренции на рынке финансо­вых услуг», «О рекламе», «О естественных монополиях», «О защите прав потребителей».

Основными средствами конкурентной борьбы являются: каче­ство, технико-экономические показатели, цена, затраты потребителя на обслуживание в процессе потребления, сервисное обслуживание,

ассортимент изделий, условия поставок и платежей, реклама, со­блюдение прав потребителей.

Для оценки собственных сравнительных преимуществ можно использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам, позволяющей систематизировать информацию по конкурентоспо­собности фирм. Эту информацию целесообразно представить в ви­де следующих показателей:

1. Качество

2. Цена

3. Степень охвата рынка

4. Размещение складских помещений

5. Система транспортировки

6. Система контроля запасов

7. Продвижение товаров

на рынках:

1. Реклама

2. Индивидуальная продажа

3. Продвижение товаров по каналам сбыта

4. Телевизионный маркетинг

5. Продажа через СМ

Итого сумма баллов ___

При сравнении суммарных баллов по каждой фирме расхож­дение сумм более чем на 20% свидетельствует о достаточно тяжелом положении фирмы, а при расхождении сумм более чем на 40% не­обходимо либо уходить с этого рынка, либо коренным образом менять стратегию. В этом разделе необходимо также ответить на сле­дующие вопросы:

• Какие планы существуют у конкурентов в отношении их доли рынка, повышения рентабельности производства и увеличения объ­ема продаж товаров (услуг)?

• Какой рыночной стратегии придерживаются конкуренты в настоящее время?

• С помощью каких средств и методов они обеспечивают реали­зацию своей стратегии?

• Каковы их сильные и слабые стороны (финансы, производст­во, организация и управление, маркетинг, кадры)?

• Какие действия можно ожидать в будущем от нынешних и возможных конкурентов и какие ответные шаги могут быть пред­приняты?

Основные формулы по оценке конкурентоспособности товаров и услуг:

1. Конкурентоспособность товара оценивается индексом каче-
ство/затраты (I - доли ед.):

I = К/З: К/Зб = K/Кб х Зб/З, (2.17)

где К, Кб - комплексные показатели качества двух конкурирующих товаров (данного и базового, с которым ведется сравнение) (1,0... 5,0 баллов);

З, Зб - затраты на приобретение и использование этих товаров

(руб.).

Затраты на приобретение вычисляются по формуле

З = Ц + Зэ + Зпр + Зр + Зу, (2.18)

где Ц - цена товара;

Зэ - затраты на эксплуатацию;

Зпр - затраты на профилактическое обслуживание;

Зр - затраты на ремонт;

Зу - затраты на утилизацию.

При I > 1 данный товар более конкурентоспособный, чем ба­зовый.

При I < 1 - менее конкурентоспособный.

При I = 1 - товары равноценны по конкурентоспособности.

(I - 1) - указывает на степень превосходства товара.

2. Альтернативные издержки по инвестициям представляют
собой доходность по инвестициям в безрисковые ценные бумаги.
Альтернативные издержки по инвестициям также называют стоимо-
стью капитала, минимально необходимой нормой прибыли, ставкой
дисконтирования или процентной ставкой.

Выбор наиболее конкурентоспособных (прибыльных) инве­стиционных проектов рекомендуется проводить по одному из так называемых «показателей эффективности инвестиций».

Чистый дисконтированный доход (чистая приведенная стои­мость) - NPV (руб.). Этот показатель позволяет выбрать из нескольких возможньгх инвестиционных проектов тот проект, который принесет максимальную выгоду.

Расчет NPV по различным проектам производится по формуле

(D — P)

NPV = ________ ± K, (2.19)

(1 + E)'

где t - шаг расчета, t = 1, 2, 3,... Т; Т - число лет жизни проекта; Dt - доходы от проекта в t-ом году (руб.); Pt - расходы от проекта в t-ом году (руб.);

Е - альтернативные издержки по инвестициям (ставка дискон­тирования) (доли ед.);

K - сумма дисконтированных капиталовложений (руб.).

где Kt - капиталовложения на шаге расчета t.

При этом предпочтение отдается тому проекту, у которого при прочих равных условиях NPV максимально.

Если NPV > 0, то реализация проекта более выгодна (если NPV < 0, то - менее выгодна), чем помещение средств в безрисковые цен­ные бумаги.

При NPV = 0 предприятию безразлично, принять проект или отвергнуть его.

3. Эквивалентный годовой денежный поток R (руб.).

Данный показатель позволяет выбрать из нескольких возмож­ных инвестиционных проектов с разными сроками реализации тот проект, который принесет максимальную выгоду.

Расчет R (руб.) по различным проектам производится по фор­муле:

NPV X E

1 — (1 + E) (2.20)

Предпочтение отдается инвестиционному проекту с большим эквивалентным годовым денежным потоком.

5. Внутренняя норма доходности IRR (внутренняя норма при­были или рентабельности) - это ставка дисконтирования Е0, при ко­торой NPV = 0.

IRR можно рассчитать методом линейной интерполяции. Подбирается значение ставки дисконтирования (Е-) при которой NPV (Е-) < 0. Затем подбирается значение ставки дисконтирования Е+, при которой NPV (Е+) > 0.

6. Период окупаемости At показывает, сколько времени по­надобится для того, чтобы инвестиционный проект окупил перво­начально инвестируемую сумму.

Например, период окупаемости для инвестиционного проекта А в задаче 1 рассчитывается следующим образом.

Для окупаемости первоначальных инвестиций в сумме 1,2 млн. рублей необходимо поступление (0,6 + 0,4) млн. рублей за 2 года и 1,2 -- (0,6 + 0,4) = 0,2 млн. рублей в 3-й год.

Поэтому период окупаемости проекта А равен: At = 2 + 0,2: 0,9 = 2,2 (лет).

Чем короче период окупаемости, тем инвестиционный проект лучше.

2.2.2. В план маркетинга целесообразно включить следующие пункты:

1. Цели и стратегия маркетинга.

В этом пункте на основе результатов стратегического планиро­вания деятельности фирмы необходимо уточнить цели маркетинга по:

• продаже конкретных товаров (услуг);

• проникновению на конкретные рынки;

• перспективам роста рынков;

• выпуску новых товаров (услуг);

• конкурентной борьбе на рынках.

После этого следует определить конкретные стратегии для достижения каждой из сформулированных целей.

2. Ценообразование.

В этом пункте необходимо ответить на следующие вопросы:

• Какова стратегия ценообразования:

а) высокое качество - высокая цена;

б) цена в зависимости от цен конкурентов;

в) низкие издержки производства - низкая цена.

• Какая цена будет установлена на предлагаемые товары или услуги?

• Следует ли стоимость гарантированных послепродажных ус­луг включать в цену товара?

• На сколько цены будут отражать издержки, спрос, конкурен­тоспособность товаров (услуг)?

• Можно ли при таких ценах контролировать необходимую часть рынка?

• Какова эластичность спроса и предложения на товар (услугу)?

3. Каналы распространения товаров (услуг).
Анализируя каналы распространения товаров (услуг), следует

учесть:

• схему поступления каждого товара (услуги) на рынок;

• оптимальное расположение и емкость складских помещений;

• систему транспортировки товаров;

• квалификацию работников фирмы и уровень обслуживания ими клиентов.

4. Методы стимулирования продаж.

При рассмотрение методов стимулирования продаж рекомен­дуется ответить на вопросы:

• Используется ли фирменный стиль (торговый знак)?

• Насколько привлекательна упаковка товара?

• Какие методы стимулирования продаж (кредит, скидки, пре­мии и т.д.) и как будут использоваться?

• Как будет зависеть заработная плата сбытовых служб от реали­зации товаров (услуг)?

• Какие способы стимулирования труда работников будут ис­пользованы?

• Будут ли проводиться выставки-продажи, ярмарки, потреби­тельские конференции?

5. Организация послепродажного обслуживания.

Этот пункт посвящен проблеме создания сервисных служб, превосходящих конкурентов желательно по всем параметрам:

• ассортимент, качество, стоимость, сроки ремонта;

• месторасположение сервисных служб;

• наличие запасных частей на складах и в пунктах сервисного обслуживания;

• уровень квалификации работников сервисных служб.

6. Реклама.

Планирование рекламной компании осуществляется поэтапно:

• определение объектов и субъекта рекламы;

• определение цели рекламы (первоначальная, конкурентная, сохранная реклама);

• выбор видов рекламных средств;

• составление рекламного обращения и разработка графика рекламных поступлений;

• составление сметы расходов на рекламу;

7. Формирование общественного мнения.

При формировании общественного мнения необходимо отве­тить на вопросы:

• Следует ли предприятию создавать подразделение связи с об­щественностью?

• Целесообразна ли организация встреч с общественностью и представителями СМИ?

На все вопросы данного раздела бизнес-плана рекомендуется дать обоснованные ответы, подкрепленные экономическими расче­тами. При необходимости рекомендуется решить вопрос о создании службы маркетинга на предприятии.

Основные формулы к определению параметров плана маркетинга:

1. Точка безубыточности производства А (V0; D0) представляет собой точку пересечения прямых:

D = Зс + К х V и D1 = Ц х V. (2.21)

Ее координаты равны:

Vo = Зс: (Ц - К) Do = Ц х Зс: (Ц - К). (2.22)

При V > V0 предприятие в прибыли, V < V0 предприятие в убытке.


Рисунок 2.1. – Зависимость авансированного капитала и выручки от объёма продаж

В строгом смысле коэффициент К - переменная величина, за­висящая от объема производства.

2. Максимальная прибыль достигается при оптимальном объе­ме производства (V0) в точке А2, где тангенс угла наклона касатель­ной к кривой АА1 равен тангенсу угла наклона прямой D1 = Ц х V. Этот оптимальный объем производства товаров (услуг) рассчитыва­ется экспериментально.

3 Принятие решений с использованием численных значений вероятностей исходов приведено в задаче.

Владелец магазина в начале каждого дня закупает для реали­зации некий скоропортящийся продукт по цене 50 руб. за единицу. Цена реализации - 60 руб. за единицу. Из наблюдений известно, что спрос на этот продукт за день может быть равен 1, 2, 3 или 4 едини­цам. Если продукт в течение дня не продан, то в конце дня его все­гда покупают по цене 30 руб. за единицу. Сколько единиц продукта должен закупать владелец каждый день?

Таблица 2.1. – Возможные доходы за день

 
 

Пояснение к заполнению таблицы.

В ячейке 1.2 спрос - 1 единица, для реализации закуплено 2 единицы. Поэтому возможный доход для этой клетки: 60 руб. х 1 + 30 руб. х 1 - 50 руб. х 2 = -10.

Пусть в течение 100 дней спрос 1 наблюдался 15 раз, 2-30 раз, 3-30 раз, 4-25 раз, т.е. известна частота каждого исхода.

Составим таблицу распределения вероятностей возможных исходов:

Таблица 2.2 – Распределение вероятностей возможных исходов

Возможные исходы         Сумма
Частота Вероятность, Р 15 0,15 30 0,30 30 0,30 25 0,25 100 1
Вычислим математическое ожидание М(Х) дохода (средний ожидаемый доход) и определим, для какого решения оно макси­мально: N М(Х) = £ Xi P i. i = 1 Решение 1.
Возможный доход, Х        
Вероятность, Р 0,15 0,30 0,30 0,25
Решение 2.
Возможный доход, Х -10      
Вероятность, Р 0,15 0,30 0,30 0,25
Решение 3.
Возможный доход, Х -30      
Вероятность, Р 0,15 0,30 0,30 0,25
             

Решение 4

Возможный доход, Х -50 -20    
Вероятность, Р 0,15 0,30 0,30 0,25


М2(Х) = -10 х 0,15 + 20 х 0,30 + 20 х 0,30 + 20 х 0,25 = 15,5

М3(Х) = -30 х 0,15 + 0 х 0,30 + 30 х 0,30 + 30 х 0,25 = 12

М4(Х) = -50 х 0,15 - 20 х 0,30 + 10 х 0,30 + 40 х 0,25 = -0,5

Таким образом, максимальный средний ожидаемый доход ра­вен 15,5 рублей в день, который получается при решении 2, соответ­ствующем закупке двух единиц товара.

4. Один из способов определения будущего спроса - это про­ведение маркетинговых исследований с целью получения инфор­мации о покупательских предпочтениях потребителей. Подобные попытки увеличат затраты на ведение бизнеса. Ответим на вопрос, сколько средств можно позволить потратить на получение инфор­мации об ожидаемом уровне спроса?

Так как из приведенной задачи известны вероятности различных значений спроса, то ожидаемый доход в условиях полной информации равен: 0,15 х 10 + 0,30 х 20 + 0,30 х 30 + 0,25 х 40 = 26,5 (руб.).

Лучшее, что мог сделать владелец магазина при отсутствии ин­формации, - это закупать для реализации 2 единицы товара с целью максимизации ожидаемого дохода. Тогда его ожидаемый доход равен 15,5 рублей в день. Он имеет возможность увеличить ежедневный до­ход до 26,5 рублей, затратив дополнительную сумму денег (не свыше 26,5 - 15,5 = 11 руб./день) на маркетинговые исследования.

Разница между ожидаемым доходом в условиях определенно­сти и в условиях риска называется ожидаемой стоимостью полной информации.

2.2.3. План производства разрабатывается только для тех ор­ганизаций, которые намерены заняться производственной деятель­ностью. Главная задача - доказать потенциальным партнерам, что ваша фирма в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемыми качественными характери­стиками.

Обычно производственный план рассчитывается на 2-3 года, а для крупных предприятий на 4-5 лет.

В этом разделе необходимо составить схему производственных потоков. На схеме должно быть наглядно отражено: откуда и как поступают все виды сырья и комплектующих изделий, где и как они будут использованы для производства продукции и куда и как эта продукция будет поставляться. При этом в процессе производства рекомендуется выделить следующие этапы: разработка продукта,

его изготовление и внешние воздействия, которые дают предпри­нимателю возможность рассмотреть факторы, находящиеся вне сферы его контроля и влияющие на характер производственной деятельности. Особое внимание следует уделить вопросам, относя­щимся к требованиям техники безопасности и экологической чисто­ты. Для контроля качества продукции могут быть использованы сле­дующие операции: измерение, анализ, испытание.

В этом плане должны быть даны ответы на следующие вопросы:

• Каким должен быть общий подход к производству?

• Какое сырье и материалы предполагается использовать?

• Какие технологические процессы и оборудование будут при­меняться?

• Каковы требования в отношении трудовых ресурсов?

• В каких взаимоотношениях вы находитесь с поставщиками и покупателями?

При этом рекомендуется выделить этапы планирования про­изводственной программы:

1. Технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО);

2. Техническая подготовка производства (ТПП);

3. Планирование производства товарной продукции;

4. Планирование повышения индекса качества-себестоимости
продукции;

5. Планирование реализации продукции.

Основные формулы к определению параметров производства:

1. Формула равномерного начисления износа (амортизации):

а = (S - P): n, (2.23)

где а - ежегодное амортизационное начисление (руб./ год); S - первоначальная стоимость актива (руб.); P - остаточная стоимость актива (руб.); n - период эксплуатации актива (год).

2. Формула вычисления производственной мощности:

M = Тэ х H х m, (2.24)

где M - производственная мощность (ед. измерения продукции / год);

Тэ - эффективный (плановый) фонд времени работы единицы оборудования (час / год);

H - часовая норма производительности единицы оборудова­ния (ед. измерения продукции / час);

m - количество однотипных аппаратов, машин, агрегатов, ус­тановленных в отделении (доли ед.).

3. Коэффициент использования производственной мощности
(k - доли ед.):

к = кф : кп (2.25)

где кф - фактический выпуск продукции на единицу мощности (ед. измерения продукции);

кп - 1шанируемый выпуск продукции на единицу мощности (ед. измерения продукции).

4. Оплата за труд (тарифный фонд) рассчитывается по формуле

Ф = Сi х Чi х Тэ, (2.26)

где Ф - тарифный фонд (руб.);

Ci - тарифная ставка (часовая, дневная) рабочего (руб./час, руб. / день);

Чi - списочная численность рабочих i-го разряда (доли ед.); Тэ - эффективный фонд рабочего времени по балансу (час,

день).

5. Формула расчета средней дневной зарплаты (З - руб.):

З = (Ф + Д + П): (Ч х Тэ), (2.27)

где Д - доплаты и надбавки (руб.); П - премии (руб.);

Ч - списочная численность рабочих (доли ед.).

6. Замена оборудования.

Принятие решения о замене оборудования демонстрируется на примере.

Пример. Предприятие рассматривает вопрос целесообразно­сти замены оборудования. Анализ ситуации привел к следующей информации:

Таблица 2.3. – Исходные данные

Показатели Старое оборудование Новое обо­рудование
Стоимость при покупке, тыс. руб. Балансовая стоимость, тыс. руб. Оставшийся срок службы, лет. Производственные затраты, тыс. руб./год 10 008 008 400 13 008

Сейчас старое оборудование можно продать за 750 тыс. руб­лей. Ставка дисконтирования Е = 12%. Производительность старого и нового оборудования одинаковы.

Анализ проводится на основе сопоставления приведенной стоимости будущих выходящих потоков наличных денежных средств. К таким потокам относятся ежегодные производственные затраты. Первоначальные затраты на приобретение прежнего обо­рудования, балансовая стоимость и величина износа за год не являются будущими выходящими потоками наличных денежных средств. Поэтому они не должны включаться в анализ.

Воспользовавшись формулой для нахождения современной стоимости для простой ренты постнумерандо

A = R (1 - (1 + i)): i, (2.28)

можно рассчитать для старого оборудования приведенную стои­мость будущих выходящих потоков наличных денежных средств: А = 400000 * [1 - (1 + 0,12)-8]: 0,12 = 400000 * 4,968 = 1987,2 (тыс. руб.).

Для нового оборудования приведенная стоимость будущих выходящих потоков наличных денежных средств равна:

А = 300000 * 4,968 + 1300000 - 750000 = 2040,4 (тыс. руб.).

Так как 1987,2 тыс. руб. < 2040,4 тыс. руб., то следует оставить старое оборудование.

Если производительность нового оборудования выше старого в k раз при той же интенсивности труда, то берется в расчет стои­мость нового оборудования при одинаковой производительности со старым оборудованием.

Например, пусть

mc - количество однотипных старых аппаратов, Нс - часовая норма производительности единицы старого обо­рудования,

тн - количество однотипных новых аппаратов, Нн - часовая норма производительности единицы нового обо­рудования.

k = Нн: Нс. (2.29)

Тогда количество однотипных новых аппаратов

mm, = mc х (Нс: Нн ). (2.30)

Соответственно стоимость при покупке нового оборудования S рассчитывается по формуле

S = Ц х Тн = Ц х Тсс: Нн) = Ц х (Тс: К), (2.31)

где Ц - цена единицы нового оборудования (руб.).

8. Расчет чистого дисконтированного дохода инвестиционного проекта с учетом налогов демонстрируется на примере.

Пример.

Для инвестиций в оборудование действует скидка списания в размере 20% от оставшейся балансовой стоимости оборудования. Ставка корпоративного налога равна 40%. Предприятие рассматри­вает вопрос о покупке оборудования за 2,4 млн руб., которое, как ожидается, обеспечит в течение четырех лет дополнительные чис­тые поступления денежных средств в размере 820 тыс. руб/год. Ожидается, что в конце четвертого года это оборудование будет продано по стоимости списания, которая пойдет на уплату налога за предыдущей год. Отсрочка в уплате налога равна одному году. Аль­тернативные издержки по инвестициям равны 12%. Определить чистый дисконтированный доход инвестиционного проекта.

Для определения годовых скидок списания заполняется таб­лица:

Таблица 2.4. – Определение годовых скидок списания

\Символ и ячейки № \ ячейки А В С
  На конец года Годовая скидка списания, тыс. руб. Стоимость по­сле списания, тыс. руб.
       
       
       
    307,2 1228,8
    245,8  
  Сумма   -

В3: 480 = 2400 х 0,20

В4: 384 = 1920 х 0,20 и т.д.

С3: 1920 = 2400 - 480

С4: 1536 = 1920 - 384 и т.д.

Затем определяется дополнительная налогооблагаемая при­быль от проекта, которая представлена в таблице:

Таблица 2.5. – Определение дополнительной налогооблагаемой прибыли

Показатели, тыс. руб. Год 1 Год 2 Год 3 Год 4
Дополнительные чистые поступления        
Годовая скидка списания     307,2 245,8
Дополнительная налогооб­лагаемая прибыль     512,8 574,2
Корпоративный налог 40%   174,4 205,1 229,7

Третья строка второго столбца 340 = 820 - 480.

Третья строка третьего столбца 436 = 820 - 384 и т.д.

Четвертая строка второго столбца 136 = 340 х 0,40.

Четвертая строка третьего столбца 174,4 = 436 х 0,40 и т.д.

При вычислении приростных денежных потоков в них не должны включаться амортизационные отчисления. Составим таб­лицу:

Таблица 2.6. – Определение чистого потока денежных средств

Год Потоки денеж­ных средств, тыс. руб. Налогообложение, тыс. руб. Чистый поток денежных средств, тыс. руб.
  -2400   -2400
       
       
    174,4 645,6
       
    205,1 1597,9
    229,7 -229,7

Во 2-ом столбце число 983 - значение четвертой строки третье­го столбца из таблицы 1.

Третья строка третьего столбца 684 = 820 - 136.

Шестая строка третьего столбца 1597,9 = 820 + 983 - 205,1 и т.д.

Так как отсрочка в уплате начисленных налогов равна одному году, то налогообложение 136 тыс. руб. начинается со второго года (см. третью строку третьего столбца).

Исходя из определенных чистых потоков денежных средств и нормы дисконта 12%, производится расчет чистого дисконтирован­ного дохода:

NPV = 820 / 1,12 + 684 / 1,122 + 645,6 / 1,123 + 1597,9 / 1,124 -- 229,7 / 1,125 - 2400 «227,7 (тыс. руб.).

2.2.4. Организационный план характеризует уровень управления предпри­ятием, квалификацию и опыт работы самого руководителя и его команды.

В этот план целесообразно включить следующие пункты:

1. Организационная структура фирмы.

2. Подбор и оценка персонала.

3. Методы и формы стимулирования и ответственности персонала.

В первом подразделе необходимо решить следующие задачи:

• составить организационную схему управления.

• если будут подразделения, то указать их состав и функции.

• указать порядок координации деятельности и взаимосвязь между подразделениями.

• другие вопросы организации.

Во втором подразделе решаются следующие задачи:

• определить ближайшие потребности фирмы в персонале.

• распределить должностные обязанности между сотрудниками.

• установить порядок взаимоотношений между сотрудниками.

В третьем подразделе разрабатываются методы и формы сти­мулирования и ответственности сотрудников предприятия. При этом могут быть использованы следующие формы и методы стиму­лирования кадров: объявление благодарности, награждение подар­ком, премией, грамотой, оказание помощи в решении социальных вопросов, повышение в должности, повышение заработной платы. За допущенные ошибки при выполнении должностных обязанно­стей могут применяться следующие методы и формы ответственно­сти персонала: постановка на вид, дополнительная отработка, ли­шение премии, выговор, строгий выговор, понижение в должности, понижение заработной платы, увольнение.

В заключении должна быть дана характеристика личных и де­ловых качеств управляющего состава фирмы, а также представлена информация о менеджерах и консультантах.

Основные формулы к определению показателей организационного плана:

Различают три основных вида организации движения произ­водственного процесса во времени: последовательный, параллель­ный и параллельно-последовательный.

1. При последовательном виде движения производственный заказ (одна деталь, или одна собираемая машина, или партия дета­лей) в процессе их производства переходит на каждую последую­щую операцию процесса только после окончания обработки (сбор­ки) всех деталей (машин) данной партии (серии) на предыдущей операции. В этом случае с операции на операцию транспортируется вся партия деталей одновременно.

Расчет времени обработки деталей (Тпос - мин.) при этом про­изводится по формуле:

Тпос = Et X N, (2.32)

где N - число деталей в партии (ед.);

Et - время обработки одной детали по всем операциям (мин.).

2. При параллельном виде движения обработка (сборка) каж­дой детали (машины) в партии (серии) на каждой последующей операции начинается немедленно после окончания предыдущей операции независимо от того, что обработка (сборка) других дета­лей (машин) в партии (серии) на данной операции еще не окончена. При такой организации движения несколько единиц одной и той же партии (серии) могут одновременно находиться в обработке на раз­ных операциях.

Расчет времени обработки деталей (Тпар - мин.) при этом про­изводится по формуле:

Тпар = Et + (N - 1) х r, (2.33)

где r - такт выпуска, соответствующей наиболее продолжительной операции (мин.).

3. При параллельно-последовательной организации движения производственных процессов могут быть три случая сочетания дли­тельности операций:

Пример.

1) предыдущая и последующая операции имеют одинаковую
длительность

(t1 = t2);

2) длительность предыдущей операции больше длительности
последующей

(t2 > t3);

3) длительность предыдущей операции меньше длительности
последующей

(t3 < t4).

В первом и третьем случаях одновременная передача несколь­ких деталей (передаточная партия) устанавливается только из сооб­ражения удобства транспортировки.

Во втором случае последующая, менее продолжительная опе­рация может быть начата только после окончания обработки всех деталей на предыдущей операции, входящих в первую передаточ­ную партию.

Момент начала работы на каждой следующей операции опре­деляется путем расчета минимальных смещений q. Индекс i прини­мает значение от 1 до k - 1, где k - количество операций в производ­ственном процессе. Минимальное смещение с2 в приведенном примере определяется разностью между длительностями предыду­щей большей по времени t2 и последующей меньшей по времени t3 операциями, а именно:

С2 = П X t2 - (П - Птр) X t3, (2.34)

где птр - величина удобной для транспортировки передаточной партии.

Для первого и третьего случаев смещения между двумя после­дующими операциями рассчитываются по формуле

Ci = Птр x ti. (2.35)

Расчетная величина суммы смещений (Ес, мин.) равна:

Ес = С1 + С2 +... + Ck-1. (2.36)

При параллельно-последовательной организации движения производственных процессов время обработки деталей (Тпп - мин.) рассчитывается по формуле:

Тпп = Ес + N х tk, (2.37)

где tk - длительность последней (конечной) операции в процессе (мин.).

4 Расчет потребного количества рабочих в сутки (Ч - чел.) производится по формуле:

Ч = Чо х С = А: Ноб х С, (2.38)

где Чо - явочная численность рабочих в смену (чел.); С - количество рабочих смен в сутки (доли ед.); А - количество однотипных аппаратов (шт.); Ноб - норма обслуживания (количество аппаратов на человека) (шт. / чел.).

5. На практике, когда нужно принять организационное реше­ние в условиях неопределенностей, обычно применяют схему, назы­ваемую деревом решений.

Дерево решений - это графическое изображение процесса принятия решений. Рисуют дерево решений слева направо. Места, где принимаются решения, обозначают числами: 1; 2; 3;... и т.д., места появления исходов - буквами: А; В; С;... и т.д., возможные ре­шения - пунктирными линиями, возможные исходы - сплошными линиями.

Для каждой альтернативы рассчитывается ожидаемая стоимо­стная оценка (EMV) - максимальная из математических ожиданий оценок выигрышей для всех возможных вариантов.

Пример. Директору предприятия необходимо принять реше­ние, внедрять или нет новую высокопроизводительную производст­венную линию. Если линия будет работать безотказно, предприятие получит прибыль 500 млн рублей, а если она откажет - убытки в 400

млн. рублей. По оценкам экспертов вероятность того, что новая про­-


изводственная линия откажет, равна 0,6. Однако можно создать экс­периментальную установку, а затем уже решать, внедрять или нет производственную линию. Расходы на экспериментальную установ­ку обойдутся в 20 млн рублей. Эксперты считают, что установка бу­дет работать с вероятностью 0,4. Если же установка будет работать, то вероятность того, что внедренная линия также будет работать, равна 0,8. Если установка не будет работать, то вероятность того, что производственная линия заработает, равна 0,3.

Рисунок 2.2. – Дерево решений

EMV (B) = 0,8 x 500 + 0,2 (-400) = 320 EMV (C) = 0

EMV (2) = max {EMV (B), EMV (C)} = 320 EMV (D) = 0,3 x 500 + 0,7 (-400) = -130

EMV (E) = 0

EMV (3) = max {EMV (D), EMV (E)} = 0 EMV (F) = 0,4 x 500 + 0,6 (-400) = -40 EMV (G) = 0

EMV (4) = max {EMV (F), EMV (G)} = 0 EMV (A) = 0,4 x 320 + 0,6 x 0 = 128 EMV (1) = max {EMV (A), EMV (4)} = 128

Таким образом, в узле 1 принимаем решение «строим уста­новку». Если установка работает, то внедряем новую линию, если не работает, то производственную линию внедрять не следует.

Ожидаемая стоимостная оценка наилучшего решения 128 млн рублей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: