Стратегическое и финансовое планирование развития предприятия
Дидактическая единица 2.
Лекция 2.1.
Планирование потенциала предприятия
2.1.2. План по характеристике товаров (услуг)
2.1.3. План по рынку сбыта товаров (услуг)
2.1.1. В резюме должны быть представлены:
• данные о создании и регистрации фирмы, юридический адрес, контактные телефоны руководителей предприятия;
• основные цели и стратегия фирмы;
• состав конкретных мероприятий, который необходим для реализации выбранной стратегии;
• характерные условия работы предприятия.
В данном разделе необходимо дать ответы на следующие вопросы:
•Чем будет заниматься фирма в планируемый период?
•Чем предлагаемые фирмой товары (услуги) лучше других?
• Каковы прогнозируемые объемы продаж, планируемые затраты, ожидаемая выручка, годовая норма чистой прибыли, уровень прибыльности инвестиций, период окупаемости вложенных средств?
Резюме фактически является рекламой плана, поэтому особенно тщательно надо подходить к его составлению.
На титульном листе плана необходимо указать, что приведенная в данном плане информация носит конфиденциальный характер и представляет собой предпринимательскую тайну.
Основные формулы по определению общих характеристик предприятия:
1. Валовая прибыль определяется по формуле
b = D1 - D, (2.1)
где b - валовая прибыль (руб.); D1 - выручка от продаж (руб.);
D - авансированный капитал (издержки производства) (руб.).
2. Чистая прибыль определяется по формуле:
q = b - налоги, проценты за кредит, арендная плата и другие выплаты;
q - чистая прибыль (руб.)
3. Формула определения нормы чистой прибыли (рентабель-
ность):
p = q х 100%: D, (2.2)
где p - норма чистой прибыли (рентабельность) (%).
4. Формула вычисления годовой нормы чистой прибыли:
P = p х со, (2.3)
где P - годовая норма чистой прибыли (%: год); w - частота оборота полного капитала в год.
5. Авансированный капитал (D) можно представить в виде:
D = Зс + 3v или D = Зс + k х V, (2.4)
где Зс - постоянные затраты, условно независящие от объема производства;
3v - переменные затраты (руб.);
V - объем производства товара (шт., м3, т и др.);
k - коэффициент пропорциональности (руб.: ед. объема производства).
6. Переменные затраты пропорциональны объему производства:
3v = k х V. (2.5)
7. Выручка от продаж рассчитывается по формуле
D1 = Ц х V, (2.6)
где Ц - цена единицы товара (руб.: ед. измерения).
2.1.2. Здесь дается описание всех товаров (услуг), которые фирма предлагает покупателю. При этом необходимо ответить на следующие вопросы:
• Какие товары (услуги) будут предлагаться? (наименование товаров, их описание, характеристики, наглядное изображение образцов).
• Какие потребности призваны удовлетворять предлагаемые товары (услуги)?
• Насколько предлагаемые товары (услуги) отвечают требованиям стандартизации и сертификации?
• Дорогие ли эти товары (услуги), и как часто они пользуются спросом потребителей?
• Как долго эти товары будут продаваться на рынке?
• На каких рынках и каким образом они будут продаваться?
• Что составляет основное преимущество предлагаемых товаров (услуг), а в чем их недостатки?
• Учитывается ли мнение потребителей при разработке новых товаров (услуг) или при усовершенствовании старых?
• Как будет организовано послепродажное обслуживание данных товаров (услуг)?
Основные формулы по определению характеристик продукции предприятия:
1. Основное уравнение измерений:
Q = Х х [Q], (2.7)
где Q - значение величины;
Х - численное значение измеряемой величины в принятой единице;
[Q] - выбранная единица измерения.
2. Вычисление абсолютной погрешности измерения:
А Хп = | Хп - Хо |, (2.8)
где А Хп - абсолютная погрешность n-го измерения измеряемой величины (ед. измерения измеряемой величины);
Хп - показания n-го измерения измеряемой величины; Хо - истинное значение измеряемой величины.
3. Вычисление относительной погрешности измерения:
6п = А Хп х 100%: Хо, (2.9)
где 6п - относительная погрешность n-го измерения измеряемой величины (%).
4. Выборочная средняя измеряемой величины:
Хв = (Х1 + Х2 +... Хп): п, (2.10)
где
Хв - среднее арифметическое значение (выборочная средняя) измеряемой величины;
Х1 , Х2,... Хп - показания n-измерений измеряемой величины; п - количество измерений.
5. Выборочная дисперсия измеряемой величины (Du):
Db = X (Х1 - Хв)2: п. (2.11)
6.Выборочное среднее квадратическое отклонение (стандарт) измеряемой величины рассчитывается по формуле
O =(Xmax – Xmin): 6 (2.12)
7.Расчет генеральной доли дефектных изделий:
q0 = d: N, (2.13)
где qo - генеральная доля дефектных изделий (доли ед.);
d - число дефектных изделий в партии объемом N изделий.
2.1.3.
Неценовые факторы воздействия на спрос:
- изменение вкусов потребителей;
- изменение числа покупателей;
- изменение доходов потребителей;
- изменение цен на сопряженные товары;
- изменения в ожиданиях потребителей;
- степень удовлетворения потребителей.
Если Т1 и Т2 - взаимозаменяемые товары, то имеется прямо-пропорциональная связь между ценой на один товар Ц(Т1) и спросом на другой D(Т2):
Ц(Т1)~ D(T2). (2.14)
Если Т1 и Т2 - взаимодополняемые товары, то имеется обратно пропорциональная связь между ценой на один товар и спросом на другой:
Ц(Т1) ~ 1: D(T2). (2.15)
3. Неценовые факторы воздействия на предложение:
- изменение цен на ресурсы;
- изменение технологий;
- изменение налогов и субсидий;
- изменение цен на другие товары;
- изменение числа производителей.
4. Негативные последствия государственного регулирования
цен. |
а) от установления верхней границы цен:
- нарушение рыночного саморегулирования;
- устойчивый дефицит товаров;
- государство нормирует товары;
- рост бюрократического аппарата;
- карточное распределение, черные рынки.
б) от установления нижней границы цен:
- нарушение рыночного саморегулирования;
- устойчивый избыток товаров;
- государство или ограничивает производство или выкупает излишки
продукции;
- проблема хранения, использования или уничтожения излишков.
5. Ценовая эластичность спроса Ео - показатель, характеризующий восприимчивость объема совокупного спроса к изменениям цены на товар (услугу).
При Ео > 1 спрос эластичный, Ео < 1 спрос неэластичный.
Перекрестная эластичность - это ценовая эластичность спроса на сопряженные товары. Она показывает, как реагирует спрос на один из таких товаров в ответ на изменение цен у других сопряженных товаров.
6. Ценовая эластичность предложения - показатель, характеризующий восприимчивость совокупного предложения к изменениям цены на товар (услугу).
При Еэ > 1 предложение эластичное, Еэ < 1 предложение неэластичное.
7. Эластичность спроса по доходу - показатель, характеризующий восприимчивость совокупного предложения к изменениям доходов (d) потребителей.
(V - Vi)di
|(d -di)Vi|(доли.ед. ). (2.16)
При Ed > 1 спрос по доходу эластичный, Ed < 1 спрос по доходу неэластичный.