Основные понятия дисциплины
1.1.1. План - заранее намеченная последовательность осуществления какой-либо программы или работы.
Планирование - основной метод осуществления хозяйственно-организаторской функции, направленный на развитие производительных сил общества, создание материальных и духовных благ, получение прибыли и охватывающий разработку плана, организацию его осуществления и контроль за выполнением.
Бизнес-план - конфиденциальный документ, в котором дается описание основных разделов развития фирмы на конкретном рынке с учетом собственных и заемных источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков.
Бизнес-планирование - дисциплина, включающая в себя научную разработку бизнес-плана, практическую его реализацию и контроль за выполнением.
Планы (проекты) могут классифицироваться по следующим шести основаниям:
1. Тип - по сферам деятельности: экономический, социальный, организационный, научный, смешанный.
2. Класс - по составу и структуре: монопроект (отдельный проект), мультипроект (комплексный, состоящий из ряда монопроектов и требующий общего управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований).
|
|
3. Масштаб - по размерам проекта, количеству участников и степени влияния на внешнюю и внутреннюю среду: мелкие, средние, крупные, очень крупные.
4. Длительность - по продолжительности осуществления: краткосрочные (до трех лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
5. Сложность - по степени технической, финансовой, организационной и других видов сложности: простые, сложные, очень сложные.
6. Вид - по характеру предметной области: учебный, строительный, энергетический, смешанный.
Большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций зависит от всех перечисленных оснований, но прежде всего от масштабов, длительности и сложности проекта.
1.2 Целью планирования, как процесса разработки плана, может быть:
1. получение кредита;
3. определение стратегического и тактических направлений и
ориентиров фирмы в мире бизнеса.
Исходя из вышеизложенных целей, формулируются следующие основные задачи планирования:
1. Проведение маркетинговых исследований в сфере разрабатываемого продукта (товара или услуги).
2. Оценка материальных, финансовых, кадровых возможностей и предполагаемых рисков.
3. Разработка управленческих мероприятий.
4. Организация производственного процесса.
5. Разработка финансового плана и стратегии финансирования.
|
|
6. Практическая реализация проекта.
7. Контроль за выполнением проекта.
1.1.2. Сформулированные основные задачи дают возможность создать структуру плана предприятия ГХ (рисунок 1).
Рисунок 1.1 - Структура плана предприятия
Для разработки основных разделов плана необходимо провести стратегическое планирование, которое представляет собой процесс выбора целей организации и направлений действий их осуществления.
Цикл стратегического планирования представлен на рисунке 2.
Рисунок 1.2- Цикл стратегического планирования
Миссия - четко выраженная общая цель, отвечающая на основные вопросы:
• для чего существует организация;
• какую потребность она удовлетворяет;
• каковы основные принципы ее деятельности.
Цели должны быть конкретными, достижимыми, измеримыми, ориентированными во времени и взаимно поддерживающими.
Параметры внешней и внутренней среды определяются на основе анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность предприятия.
К внешним факторам относятся: экономические, политические, правовые, социальные, культурные, технологические, географические, институционально-организационные, свидетельствующие о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления деловых связей.
К внутренним факторам относятся следующие параметры: наличие необходимого капитала, правильный выбор организационно-правовой формы предприятия, выбор предмета деятельности, подбор кадров и управление персоналом, характеристики используемых технологий и оборудования, знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований, подбор команды партнеров, механизм сохранения предпринимательской тайны.
СВОТ (SWOT) - анализ представляет собой анализ сильных и слабых сторон предпринимательской идеи, возможностей и угроз.
После формулирования миссии, постановки целей, определения параметров внешней и внутренней среды, а также тщательно проведенного СВОТ-анализа производится выбор стратегии.
По отношению к любому виду экономической деятельности можно применить лишь две возможные стратегии - рост и сокращение или их разновидности: бурный, медленный рост, простое воспроизводство, постепенное сокращение, отсечение лишнего, переориентация, немедленная ликвидация. Затем выбранная стратегия реализуется на практике с осуществлением контроля за ее выполнением.
Контроль представляет собой совокупность действий, которые направлены не на констатацию факта невыполнения решения, а на недопущение срыва решения, т.е. на достижение цели в намеченные сроки.
Лекция 1.2.
Основные принципы и методы планирования. Плановые расчёты