Основные задачи планирования

Основные понятия дисциплины

1.1.1. План - заранее намеченная последовательность осуществле­ния какой-либо программы или работы.

Планирование - основной метод осуществления хозяйствен­но-организаторской функции, направленный на развитие произво­дительных сил общества, создание материальных и духовных благ, получение прибыли и охватывающий разработку плана, организа­цию его осуществления и контроль за выполнением.

Бизнес-план - конфиденциальный документ, в котором дает­ся описание основных разделов развития фирмы на конкретном рынке с учетом собственных и заемных источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков.

Бизнес-планирование - дисциплина, включающая в себя на­учную разработку бизнес-плана, практическую его реализацию и контроль за выполнением.

Планы (проекты) могут классифицироваться по следующим шести основаниям:

1. Тип - по сферам деятельности: экономический, социаль­ный, организационный, научный, смешанный.

2. Класс - по составу и структуре: монопроект (отдельный проект), мультипроект (комплексный, состоящий из ряда монопро­ектов и требующий общего управления), мегапроект (целевые про­граммы развития регионов, отраслей и других образований).

3. Масштаб - по размерам проекта, количеству участников и степени влияния на внешнюю и внутреннюю среду: мелкие, сред­ние, крупные, очень крупные.

4. Длительность - по продолжительности осуществления: краткосрочные (до трех лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

 

5. Сложность - по степени технической, финансовой, органи­зационной и других видов сложности: простые, сложные, очень сложные.

6. Вид - по характеру предметной области: учебный, строи­тельный, энергетический, смешанный.

Большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (за­тратный) характер. Величина инвестиций зависит от всех перечис­ленных оснований, но прежде всего от масштабов, длительности и сложности проекта.

1.2 Целью планирования, как процесса разработки плана, может быть:

1. получение кредита;

2. привлечение инвестиций;

3. определение стратегического и тактических направлений и
ориентиров фирмы в мире бизнеса.

Исходя из вышеизложенных целей, формулируются следую­щие основные задачи планирования:

1. Проведение маркетинговых исследований в сфере разраба­тываемого продукта (товара или услуги).

2. Оценка материальных, финансовых, кадровых возможностей и предполагаемых рисков.

3. Разработка управленческих мероприятий.

4. Организация производственного процесса.

5. Разработка финансового плана и стратегии финансирования.

6. Практическая реализация проекта.

7. Контроль за выполнением проекта.

1.1.2. Сформулированные основные задачи дают возможность соз­дать структуру плана предприятия ГХ (рисунок 1).

 
 

Рисунок 1.1 - Структура плана предприятия

 

Для разработки основных разделов плана необходимо провести стратегическое планирование, которое представляет собой процесс выбора целей организации и направлений действий их осуществления.

Цикл стратегического планирования представлен на рисунке 2.

Рисунок 1.2- Цикл стратегического планирования

Миссия - четко выраженная общая цель, отвечающая на ос­новные вопросы:

• для чего существует организация;

• какую потребность она удовлетворяет;

• каковы основные принципы ее деятельности.

Цели должны быть конкретными, достижимыми, измеримы­ми, ориентированными во времени и взаимно поддерживающими.

Параметры внешней и внутренней среды определяются на основе анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на дея­тельность предприятия.

К внешним факторам относятся: экономические, политиче­ские, правовые, социальные, культурные, технологические, геогра­фические, институционально-организационные, свидетельствую­щие о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления деловых связей.

К внутренним факторам относятся следующие параметры: наличие необходимого капитала, правильный выбор организаци­онно-правовой формы предприятия, выбор предмета деятельности, подбор кадров и управление персоналом, характеристики исполь­зуемых технологий и оборудования, знание рынка и квалифициро­ванное проведение маркетинговых исследований, подбор команды партнеров, механизм сохранения предпринимательской тайны.

СВОТ (SWOT) - анализ представляет собой анализ сильных и слабых сторон предпринимательской идеи, возможностей и угроз.

После формулирования миссии, постановки целей, определе­ния параметров внешней и внутренней среды, а также тщательно проведенного СВОТ-анализа производится выбор стратегии.

По отношению к любому виду экономической деятельности можно применить лишь две возможные стратегии - рост и сокра­щение или их разновидности: бурный, медленный рост, простое воспроизводство, постепенное сокращение, отсечение лишнего, пе­реориентация, немедленная ликвидация. Затем выбранная страте­гия реализуется на практике с осуществлением контроля за ее вы­полнением.

Контроль представляет собой совокупность действий, кото­рые направлены не на констатацию факта невыполнения решения, а на недопущение срыва решения, т.е. на достижение цели в наме­ченные сроки.

Лекция 1.2.

Основные принципы и методы планирования. Плановые расчёты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: