Матричная диаграмма – инструмент, позволяющий выявлять важность различных неочевидных (скрытых связей), т.е. исследовать структуру проблемы. Этот инструмент обеспечивает промежуточное планирование, организуя огромное число данных, и помогает установить и графически проиллюстрировать логические связи между различными элементами. На рис. 4.35 представлен общий вид матричной диаграммы L -типа (таблица качества).
- слабые связи;
- средние связи;
- сильные связи;
а1, а2 …, b1, b2 … компоненты исследуемых факторов А и B
Рисунок 4.35. Матричная диаграмма
Матричная диаграмма благодаря многомерному представлению выявляет элементы, связанные с проблемной ситуацией или событием, и позволяет уяснить суть проблемы. Эффективному решению проблемы способствуют специальные символы, стоящие на пересечении строк и столбцов. Использование символов облегчает работу с матрицей. Символы указывают на наличие и тесноту связи между соответствующими компонентами, и её относительную важность (силу). Если в строке матрицы отсутствует какой-либо символ, то это означает, что связь между данной компонентой строки и всеми компонентами столбцов отсутствует. Если символ отсутствует в столбце матрицы, то, очевидно, компонента столбца не влияет ни на одну из причин, приведенных в строках. Символ, стоящий на пересечении строки и столбца матричной диаграммы, указывает не только на наличие связи между соответствующими компонентам (признаками), но и на тесноту этой связи.
|
|
Применительно к образовательному процессу матричную диаграмму можно применять для выявления, например, зависимости между успешной сдачей экзаменационной сессии и посещаемостью занятий, пользованием учебной и методической литературой и т.п.
Блок-схема процесса принятия решения – это инструмент, который помогает запустить механизм непрерывного планирования. Данный инструмент управления качеством может быть взят «на дальнейшее вооружение» и для последующего применения руководством вуза. Его использование способствует уменьшению риска практически в любом деле.