Provisions (ресурсы)

Patrons (потребители(покровители))

Procedures (процедуры)

Peoples (люди)

Place (среда)

Одним из наиболее эффективных статистических методов, широко используемых в системе управления качеством, является метод стратификации или расслаивания. В соответствии с этим методом вводят расслаивание статистических данных, т.е. группируют данные в зависимости от условий их получения и производят выборку каждой группы данных в отдельности. Данные, разделённые на группы в соответствии с их особенностями, называют слоями (стратами), а сам процесс разделения на слои (страты) – расслаиванием (стратификацией).

Метод расслаивания исследуемых статистических данных – это инструмент, позволяющий произвести селекцию данных, отражающую требуемую информацию о процессе.

Однако пользоваться этим методом не так просто. Иногда расслаивание по, казалось бы, очевидному параметру не дает ожидаемого результата. В этом случае нужно продолжить анализ данных по другим возможным параметрам в поисках решения возникшей проблемы.

На рис. 4.32 приведён пример анализа источника возникновения дефектов на основе данных, взятых из контрольного листка.

Рисунок 4.32 Стратификация данных.

Все дефекты 108 (100%) были классифицированы на 3 категории - по сменам, по рабочим и по операциям. Из анализа представленных данных наглядно видно, что наибольший вклад в наличие дефектов вносит 2 смена (54%) (усталость, какие-либо, психико - физиологические факторы и т.д.) и рабочий Г (47%), который работает в этой смене. Это могло послужить причиной большого количества дефектов, или возможно руководителям предприятия стоит обратить внимание на квалификацию данного работника (при необходимости направить на курсы по повышению квалификации).

Анализируя стратификацию по операциям, можно отметить, что наибольшее затруднение у сотрудников вызывают операции 3 и 5, отсюда могло возникнуть повышенное количество бракованных изделий. Также данный факт может быть вызван выходом из строя оборудования, с помощью которого выполняются операции 3 и 5.

Семь новых инструментов контроля качества

Большинство из рассмотренных инструментов контроля качества используется для анализа численных данных. Но для принятия решений часто необходимо опираться на такие факты, которые поддаются лишь словесному описанию. Эти проблемы возникают в основном в области управления процессами, системами, коллективами.

В связи с этим Союз японских ученых и инженеров (JUSE) на базе операционного анализа, теории оптимизации, психологии и других наук разработал набор инструментов для облегчения анализа указанных факторов.

Эти инструменты получили название «Семь инструментов управления» или «Семь новых инструментов контроля качества».

К семи новым инструментам контроля качества относятся:

диаграмма сродства;

диаграмма (график) связей;

древовидная диаграмма (дерево решений);

матричная диаграмма;

стрелочная диаграмма;

диаграмма процесса осуществления программы;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: