Видоизменять и располагать данные матричной диаграммы так, чтобы информация была удобна для наглядного представления и понимания, можно с помощью матрицы приоритетов, которая обеспечивает промежуточное планирование, способствует выявлению силы связи между переменными, которые были статистически определены, и помогает графически проиллюстрировать эти связи. На рис. 4.36 представлена матрица приоритетов результатов анализа матричных данных, касающихся формы проведения экзамена, и как результат – уровень сложности сдачи определенного вида экзамена со стороны студента, а также эффективное оценивание знаний со стороны преподавателя. Пусть имеются пять разновидностей сдачи экзамена по какому-либо определенному предмету: устный экзамен, письменный экзамен, смешанный, когда студент письменно отвечает на вопросы билета, а затем беседует с преподавателем, отвечает на дополнительные вопросы, тестирование и, наконец, автоматическое выставление оценки (т.е., когда экзамен ставится «автоматом» на усмотрение преподавателя).
|
|
Таким образом, если студент сдает экзамен устно, то такая форма сдачи является достаточно эффективной оценкой знаний. Однако как для студента, так и для преподавателя она является относительно сложной, т.к. устный экзамен принимается преподавателем достаточно длительное время, и как следствие возможны утомляемость и студентов, и преподавателей, нарушение внимания и снижение активности и т.п. Письменная форма проведения является достаточно нейтральной в отношении студента, а вот по отношению к
Рисунок 4.36. Графическое представление результатов анализа
матричных данных
преподавателю и его возможности актуальной и непосредственной оценки знаний студента ситуация складывается иная. Преподаватель прочитывает только лишь письменный ответ учащегося, не имея непосредственного контакта со студентом, лишая его тем самым способности в случаи неувязок отстаивать свою точку зрения.
Что касается тестирования, то это довольно популярный и актуальный в наше время способ проверки и оценки знаний студентов, однако у преподавателя в этом случае отсутствует возможность задавать дополнительные вопросы или анализировать письменный ответ обучающегося. Таким образом, благодаря определённой наглядности матрицы приоритетов, есть возможность определить наиболее эффективный метод приёма экзамена у студентов разных курсов. Из рис. 4.36 видно, что это метод смешанного варианта сдачи экзамена, т.е. письменный ответ на вопросы билета, а затем собеседование с преподавателем и ответы на его дополнительные вопросы.
Заметим, что также с помощью матрицы приоритетов можно оценить и выявить, например, наиболее эффективный и актуальный способ преподавания относительно понимания материала студентами: электронный вид лекций, лекции в форме презентации, восприятие лекций на слух самими студентами и запись ими определенных тезисов, традиционное «надиктовывание» материала лекций и т.д.