Проектирование предметной среды

В сферу деятельности дизайнера входит проектирование производственного интерьера и работа над ансамблями предметов, размещенных внутри помещений различного назначения. В этом случае приходится сталкиваться уже с областью архитектурного проектирования, с целым рядом вопросов с ним связанных, поэтому важно усвоить ряд сведений и представлений из области создания интерьеров.

В результате развития архитектурного проектирования наряду с появлением разного рода других специализаций выделялось проектирование интерьера как самостоятельный вид проектной деятельности.

Восприятие интерьера имеет свои психологические основы. Человек синтезирует множественность увиденных им форм, цветовых пятен, пространств, и этот процесс должен быть продиктован художественно-технологическим решением. Он должен так выразить проект интерьера, чтобы зритель сумел охватить и эстетически освоить увиденное. Это активный процесс, и поэтому чрезмерная элементарность и доступность композиции не может удовлетворить зрителя. В интерьере много различных составляющих: сама архитектурная оболочка, пространственная структура оборудования, меблировка. Поэтому важнейшим началом здесь выступает соподчиненность всех элементов композиции – понятие ведущей композиционной темы.

Любой самый будничный интерьер имеет свою образную характеристику и зритель так или иначе к ней подготовлен. Поэтому необходимо учитывать то, что ожидает увидеть зритель (в связи с назначением интерьера, его окружением. На рис. 15.15 представлен проект комплектов мебели для помещения в виде офиса, а на рис. 15.16 – для студенческого общежития [1]

Рис. 15.15. Проект комплекта мебели для офиса телекомпании «ТНТ»

Необходимо принимать во внимание и момент адаптации, освоения пространства, форм и цвета. От этого зависит мера необходимого, уместного в каждом отдельном случае активного действия дизайнера.

Проблема пространства в архитектуре в той или иной мере всегда сопутствовала ее истории. Из двух принципиально противоположных позиций - разделение внутреннего и внешнего пространства или, наоборот, «перетекания» внутреннего и внешнего пространства, современность решительно утверждает второй принцип, хотя он иногда и противоречит некоторым функциональным соображениям.

В связи с этим существует некоторая типология пространства, в том числе внутренних (интерьерных) – рис. 15.17

Рис. 15.16. Проект комплекта мебели для студенческого общежития

Пространство, развивающееся в глубину – вдоль своей продольной оси, когда глубина и ширина находятся в контрастных соотношениях. При этом возникает потребность в расчленении этого пространства по его продольной оси. Средством подобного расчленения может быть акцентировка отрезков стен или опор, декорирование потолка. В производственном интерьере чаще используются иные средства: это соответствующая расстановка оборудования, мебели,, разделение помещения перегородками на отдельные функциональные зоны и др.

Рис. 15.17. Типология пространств: а – пространство, развивающееся в глубину; б – пространство, развивающееся фронтально; в – концентрическое пространство [1]

Пространство, развивающееся фронтально, имеет свои отличительные особенности восприятия и поэтому его организация иная. Входящий в такое пространство человек должен получить какой-нибудь импульс к изменению направления, с тем чтобы быть подготовленным к обозрению фронтальной стороны помещения. Характер такого пространства хорошо выражен в традиционных торговых рядах – с их обращенностью к площади или улице, небольшой глубиной и значительной протяженностью, в зданиях вокзала и т.д.

Концентрическое пространство развивается вокруг какого-то объекта, имеющего, как правило, определенное предназначение. Это может быть диспетчерский пульт или пульт управления.

Существует ряд формальных методов и приемов расчленения пространства с помощью перегородок – шкафов, ширм, экранов, образующих некоторые микрозоны. Таким образом часто оборудуют рабочие места в служебных помещениях, разделяя отделы; членят пространство выставок с помощью экспозиционных щитов.

Во втором случае зонирование менее ощутимо и осуществляется без помощи каких-либо специальных устройств, как это бывает в производственных помещениях, только машины и станки, а иногда и целые линии создают ритмические отсчеты, зрительно организуют пространство, разделяя его по признаку функциональности на отдельные микрозоны.

Расположение оборудования в промышленных цехах обусловлено в основном технологическими соображениями. Но в целом ряде объектов, которые упоминались и выше, расположение и группировка оборудования – задача дизайнера. В пределах каждой из функциональных зон эта операция соотносится с компоновкой отдельного рабочего места и по своему смыслу неразрывно с ним связана.

Далее следует работа над объемно-пространственными и пластическими характеристиками самого оборудования (например, комплекс мебели и соответствующих предметов в интерьерах помещений ресторанов. На рис. 15.18-15.31 представлены проектные решения интерьеров помещений ресторанов и кафе, выполненные в различных странах [2].

Хозяева и одновременно авторы идеи ресторана «Вкус и запах» в г. Вильнюсе хотели создать нечто подобное английскому клубу, но с «привкусом» старого Вильнюса. Для этого как нельзя лучше подошел первый этаж здания ХVII века в Старом городе площадью 150 м2. Строение пребывало в плачевном состоянии, однако над ним витал тот самый дух веков, который необходим для реализации идеи «дома чая и кофе». Перед архитектором поставили задачу придать помещениям единый характер, выровнять разные по величине окна, восстановить анфиладу, а главное – превратить подъезд дома в кухню (рис. 15.18)

Рис. 15.18. Планировка ресторана «Вкус и запах»: 1 – входная зона; 2 – санузел; 3 – гардероб; 4 –залы ресторана; 5 – кухня.

В прихожей посетителей встречает витрина с традиционными аксессуарами (рис. 15.19, 15.20) чайных и кофейных церемоний и скульптура «Негритенок-слуга» Ромаса Вильчаускаса. Далее следует помещение, где на стилизованных стеллажах выставлен весь «репертуар» ресторана. Затем идут уютные залы со столиками в самом дальнем углу (рис. 15.21), а кухня спрятана.

Рис. 15.19. Предметное наполнение помещения ресторана

В прихожей посетителей встречает витрина с традиционными аксессуарами (рис. 15.19, 15.20) чайных и кофейных церемоний и скульптура «Негритенок-слуга» Ромаса Вильчаускаса. Далее следует помещение, где на стилизованных стеллажах выставлен весь «репертуар» ресторана. Затем идут уютные залы со столиками в самом дальнем углу (рис. 15.21), а кухня спрятана.

Рис. 15.20. Предметное наполнение помещений ресторана

Еще в период реконструкции строители, разобрав подвесной потолок, обнаружили великолепные готические своды. На них частично сохранилась штукатурка и фрагменты полихромной росписи трехвековой давности, за которые взялся художник-реставратор, воссоздавший их живописную грубоватую фактуру. «Аромат» веков усиливает старая древесина на потолке и прилавках. Пол покрыт искусственно состаренными дубовыми досками разной длины и ширины. У входа выложены плитки, привезенные еще триста лет назад из Швеции графом Радвилом.

Освещение ресторана общее. Отдельно высвечены лишь ниши, картины и витрины. Привезенные из Польши лаконичные латунные светильники в стиле барокко добавляют интерьеру респектабельности и уюта. Для воссоздания образа колониальной чайной особенно важна достоверность деталей. Таков, например, английский камин, созданный керамистом Саулюсом Киселюсом, который немало потрудился, чтобы вписать это массивное сооружение в ограниченное пространство. Живописные полотна и гобелены на стенах обогащают интерьер сочными красками.

Ососбая роль в ресторане отводится мебели – именно она делает интерьер солидным и аристократичным (рис. 15.21). Отдельные ее предметы привозили из Бельгии и Петербурга, недостающее по эскизам хозяев изготовил мебельщик Валдас Берукштис, применяя специальную технологию старения.

Иной подход в разработке проекта дизайна ресторана «Каутус» площадью 300 м2 (архитектор Павел Полецев, дизайнеры Василий Флуд и Сергей Лавренюк) применили во Львове. В построенном 200 лет назад здании новые хозяева решили после реконструкции организовать ресторан. Название «Кактус» родилось в связи с идеей разместить в интерьере коллекцию этих растений. Однако заказчики не захотели, чтобы декор был излишне привязан к названию. Поэтому под бронированным стеклом «посадили» волнистые стеклянные нити разных цветов, а небольшое количество кактусов оставили лишь на подиуме, подоконниках, столиках и на одной из стен. (рис. 15.22). Главное пожелание владельцев – создать интерьер «под старину неопределенного возраста». Во внутренней отделке максимально использованы естественная фактура, цвет и форма старинного кирпича.

Серьезной проблемой при обустройстве основного зала стали шесть массивных несущих колонн. Поскольку избавиться от этих «столпов» было невозможно, апвторы постарались превратить недостаток в достоинство, «одев» их в яркую цветную керамику (рис. 15.23). вверху каждой разместили светильники из гнутого стекла и металла, имитирующие капители. Колорит колонн поддерживает облицованная мелкой плиткой барная стойка (рис. 15.24).

Рис. 15.21. Интерьер залов ресторана

Рис. 15.22. Интерьер одного из помещений ресторана «Кактус» с использованием в качестве предметного наполнения кактусы и стеклянные нити

Рис. 15.23. Фрагмент интерьера зала с колоннами

Рис. 15.24. Вид на барную стойку

В отделке основного зала использован старинный камень, нарочито неровные оштукатуренные поверхности. В нишах, имитирующих закрытые оконные проемы, подвешены декоративные стеклянные сосуды авторской работы. Пол выложен деревянными брусочками, частично оклеенные кожей. Помещение выполнено в желтовато-коричневых тонах. Мягкое, ненавязчивое освещение создает в ресторане совершенно особую, интимную атмосферу. А в воскресные вечера, когда здесь особенно многолюдно электрический свет сменяет живой огонь свечей. Все светильники, люстры и подсвечники сделаны местными мастерами. Мебель изготовлена по эскизам Василия Флуда.

Кафе в Санкт-Петербурге занимает общую площадь 700 м2 имеет название «Русский китч» и полностью ему соответствует. Архитектор и дизайнер Евгений Прихожин в созданном им интерьере воплотил гипертрогфированный образец роскоши в понимании русского человека эпохи развала СССР. Заведение, рассчитанное на 270 посетителей, расположилось в здании ХVIII века. Вход в кафе расположен на углу здания, вдоль стен которого лучами расходятся стеклянные галереи с видом на набережную Невы. Потолки смонтированы их щитов-баннеров с фотоколлажами Аркадия Завалишина. Фойе, приподнятое на возвышение, воплощает собой новорусскую мечту (рис. 15.25).

Рис. 15.25. Фрагмент фойе

Эта мечта отображена в следующих предметах. На белом мраморном полу – шкура огромного медведя. Рядом припаркован мотоцикл, расписанный, как матрешка (рис. 15.26). На потолке – живописный плафон с вакхической сценой, но античные персонажи обзавелись сумочками от Картье и часами «Ролекс». На стене – полуобнаженная дама с бультерьером. Цвета фойе – красные и желтые.

Потолок следующего зала украшен изображением целующихся Брежнева и Кастро. В углу расположтлся магазин «Китчевые штучки», предлагающий копии деревянных фигурок новых русских, украшающих один из залов, а также картин и коллажей, использованных в декоре всего кафе (рис. 15.27).

Рис. 15.26. Фрагмент фойе

Рис. 15.27. Фрагмент зала с копиями деревянных фигурок «новых русских»

Зал ресторана выполнен с использованием смеси из различных стилей, всех видов расцветок в обивке стульев, коллажей на стенах и потолке в форме венка из цветов (рис. 15.28).

Банкетный зал (рис. 15.29) украшен раритетами с поясняющими надписями: «Наш ответ банкноте в миллион долларов – приватизационный чек», «Ботинок Соломона Аминаховича и бриллиант, который он собирался вывести»… По стенам вытянулись диваны с множеством разноцветных подушек, а вдоль столиков – разномастные кресла в стиле «третьего» рококо. Драпировка из золотой парчи в виде карниза придает помещению парадность. Венчает его витраж с пухлыми ангелочками, поедающими свинью под «пиво «Хеннеси». Это единственный зал, где столы сервированы. В остальных господствует демократичный стиль, а в одном даже есть стоячие места.

Рис. 15.28. Интерьер зала ресторана

Банкетный зал (рис. 15.29) украшен раритетами с поясняющими надписями: «Наш ответ банкноте в миллион долларов – приватизационный чек», «Ботинок Соломона Аминаховича и бриллиант, который он собирался вывести»… По стенам вытянулись диваны с множеством разноцветных подушек, а вдоль столиков – разномастные кресла в стиле «третьего» рококо. Драпировка из золотой парчи в виде карниза придает помещению парадность. Венчает его витраж с пухлыми ангелочками, поедающими свинью под «пиво «Хеннеси». Это единственный зал, где столы сервированы. В остальных господствует демократичный стиль, а в одном даже есть стоячие места.

Рис. 15.29. Фрагмент банкетного зала

Танцплощадка с зеркальным полом отделена от основного пространства кованой решеткой в традиционном петербургском стиле. Стены и расписной потолдок неровно залиты черной краской. Доисторические полуколонны обрамляют спуск под сцену, к сердцу «Русского китча» - «Пионерской комнате», насыщенной атрибутами «советского детства» (рис.15.30).

Стены ее украшают ковры и гобелены, столь любимые нашими бабушками. Опоры увешаны фотографиями поп- и кинозвезд, потолок – картинками из «Плейбоя». В потолок (он же пол танцплощадки) хитроумно вмонтировано окно, позволяющее наблюдать за танцующими.

Бар, расположенный в центре помещения, одинаково доступен из каждого зала. Из-за нестандартного низкого положения он слегка напоминает оркестровую яму.

Рис. 15.30. Фрагмент «Пионерской комнаты»

Рис. 15.31. Интерьер помещения бара

Смешение в интерьере тонов, фактур, материалов вызывающе: парча, бахрома, ткань под ягуара, километры золотого багета, пластиковые цветы, патинированные зеркала и настоящие стразы Сваровски… Все это позволяет измерить степень вашего тяготения к безвкусице. Наверно, именно таким и должно быть кафе «переходного периода».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: