Определение объекта анализа превосходства

Таблица 5.1. Виды анализа превосходства

Виды анализа

Различают три основных типа анализа:

· внутренний анализ превосходства относится к сравнениям внутри организаций, например, между отделами, подразделениями или товарными группами;

· внешний анализ превосходства сравнивает сходные виды деятельности в различных областях, например, между конкурентами или коллегами, работающими на различных рынках;

· функциональный анализ превосходства, при котором сравнивают похожие функции или процессы в различных отраслях.

Идея заключается в том, чтобы искать наилучшие результаты везде, где они встречаются. Решение о выборе одного из этих трёх вариантов зависит, в конечном счёте, от реальной ситуации и от того, где можно найти для неё лучший образец для подражания.

Возможности практического применения этой концепции для полиграфического предприятия в систематической форме приведены в табл. 5.1.

Виды анализа Объекты исследования Возможные партнёры
Внутренний Отрасли промышленности; Оптимизация результатов; Производительность, отнесённая к основным фондам и численности сотрудников Предприятия, сопоставляющие показатели баланса; Эталонные предприятия промышленности; Предприятия, сопоставляющие показатели баланса
Внешний Снижение риска по долговым обязательствам; Внедрение системы планирования и управления производством; Установление графика работы/ гибкость; Обучение внешнему обслуживанию; Внедрение стандартов ИСО, начиная с 9000; Оптимизация политики закупок; Уменьшение выброса сточных вод; Использование внешних поставщиков вместо производства на данном предприятии; Развитие организации; Введение бригадного метода работы; Повышение эффективности рекламных мероприятий непосредственно среди потребителей; Разделение обязанностей между сотрудниками; снижение доли простоя; Улучшение послепродажного обслуживания; Эффективное оформление покупок, осуществляемое по телефону Создание единой компьютерной сети с покупателями; Цифровое кодирование первоначальной стадии   Клиенты и поставщики, а также предприятия других отраслей, с которыми можно познакомиться на конгрессах семинарах
Функциональный Система расчётов; Учёт расходов на охрану окружающей среды; Контроль за сроками выполнения работ; Организация транспортного хозяйства; Улучшение процесса выписки счетов-фактур; Рассмотрение претензий; Составление экологического баланса Эталонные предприятия; Предприятия промышленности; Поставщики; Покупатели и поставщики; Предприятия по оказанию услуг других отраслей

3.4. Принципы и этапы процесса бенчмаркинга

Определив основное содержание бенчмаркинга, рассмотрим более подробно его основные принципы. Выделяют следующие основные принципы бенчмаркинга.

1. Аналогия. Оперативные процессы партнёров должны быть схожими. Может быть оценён любой процесс, только бы группа исследования могла перевести его в культурный, структурный и предпринимательский контекст своего предприятия. Аналогия процессов и установление критериев отбора партнеров по бенчмаркингу являются тем, от чего зависит успех деятельности.

2. Взаимность. Бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые обеспечивают «выигрышную» ситуацию для обеих сторон. Но взаимность не бывает вслепую. Сначала необходимо согласовать пределы диапазона информации, порядок обмена данными, логику проведения исследования. В бенчмаркинговом альянсе любой партнёр должен иметь гарантии по поведению других, и только уважение правил игры всеми участниками гарантирует всем хороший результат. Всё должно быть заранее установлено и согласовано.

3. Измерение. Поскольку бенчмаркинг - это сравнение характеристик, измеренных на нескольких предприятиях, и его целью является установление того, почему существуют различия в характеристиках и как достигнуть их наилучшего значения. Важнейшим считается определение ключевых характеристик процесса, что позволяет улучшить характеристики на основе изучения процесса.

4. Достоверность. Организация работ по бенчмаркингу должна проводиться на основе фактических данных, точного анализа и изучения процесса, а не только на базе интуиции.

При реализации принципов бенчмаркинга помимо необходимости осуществить проект по анализу превосходства планомерно и шаг за шагом, следует также обязательно соблюдать следующие правила:

руководители предприятия должны быть поглощены идеей анализа превосходства;

все сотрудники должны быть проинформированы о целях и необходимости проекта;

рабочая программа должна иметь простую, пошаговую и понятную структуру;

ход проекта должен быть подробно документирован.

Соблюдение такого образа действий потому имеет такое большое значение, что анализ превосходства часто инициирует важные изменения на предприятии. Даже когда эти процессы в принципе выгодны, они всегда приносят с собой некоторое беспокойство или сопротивление.

Часто речь не идёт о том, чтобы внедрить новую организационную модель - сами сотрудники и руководители предприятия становятся целью мероприятий по изменению структуры.

Кроме того, анализ превосходства даёт инновационные импульсы для процесса разработки новых методов работы. При этом происходит не реформа, а революция, которая создает новые организации - предприятия, которым по плечу требования конкуренции. Большое значение для получения способности побеждать в конкурентной борьбе имеет знание особых правил игры и условий в своей отрасли. Несмотря на это, можно выделить некоторые общие факторы успеха, которые действуют независимо от конкретной отрасли и характеризуют первоклассное предприятие:

ориентация сотрудников на достижение результата;

внимание к затратам;

ориентация на покупателей и покупательскую полезность;

контакты с поставщиком;

повышение качества и производительности;

использование современных технологий;

концентрация на основной деятельности.

Процесс бенчмаркинга можно разбить фазы:

Здесь необходимо установить те объекты и предприятия промышленности, которые можно исследовать при помощи анализа производства.

Существует возможность критически пересмотреть организацию в целом или её составные части. Более того, надо решить, проводить ли анализ превосходства с внутренней или внешней точки зрения, например, с позиции восприятия покупателя. Далее, этот инструмент может найти применение при анализе товаров, контрольных показателей объема продаж, ориентации клиентов, т.е. нет никаких ограничений применения, кроме тех, которые следуют из потребностей покупателя и требований самого предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: