Существует много видов бенчмаркинга:
Внутренний бенчмаркинг - бенчмаркинг, осуществляемый внутри организации, сопоставляя характеристики производственных единиц, схожих с аналогичными процессами.
Бенчмаркинг конкурентоспособности - измерение характеристики предприятия и сопоставление её с характеристикой конкурентов; исследования специфических продуктов, возможностей процесса или административных методов предприятий - конкурентов.
Функциональный бенчмаркинг - бенчмаркинг, который сравнивает определенную функцию двух или более предприятий в одном и том же секторе.
Бенчмаркинг процесса - деятельность по изменению определенных показателей и функциональности для их сопоставления с предприятиями, характеристика которых является совершенной в аналогичных процессах.
Общий бенчмаркинг - бенчмаркинг процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора.
Различают бенчмаркинг: затрат, характеристик, клиента, а также стратегический и оперативный бенчмаркинг.
|
|
Процесс эволюции бенчмаркинга аналогичен классической модели «перехода от искусства к науке», в нём выделяют пять этапов.
Первое поколение бенчмаркинга интерпретируется как реинжиниринг или ретроспективный анализ продукта.
Первый этап можно назвать - инспекция. Он характеризуется проверкой качества готовой продукции. Для обеспечения контроля качества предприятие вкладывает средства в усовершенствование систем качества, а не в бенчмаркинг.
Подобное было СССР, когда комплексные системы управления качеством получили широкое распространение, но само понимание качества в основном носило технократический подход, и упор делался на качество продукции, обеспечиваемое совершенствованием конструкции и технологии.
На этом этапе частично применялся продуктовый бенчмаркинг, основной целью которого было сравнение собственной продукции с товарами конкурентов. Однако недостаток информации не позволяет в полной мере использовать опыт и знания конкурентов.
Второе поколение, бенчмаркинг конкурентоспособности - развивается как наука в 1976-1986 гг., благодаря деятельности фирмы Ксерокс.
Второй этап связан с усилением контроля. На предприятиях внедряются стандарты качества МС ИСО серии 9000. Бенчмаркинг применяется по всем ключевым вопросам бизнеса. Широко привлекаются консультанты к разработке и внедрению процедур бенчмаркинга. Резко меняется отношение к качеству. Важнейшим становится качество процесса, в котором качество продукции является лишь одним из элементов или составляющей общего качества предприятия начинают осознавать, что удовлетворение потребителя является залогом их успехов в бизнесе. Постепенно меняется их отношение к тому, что такое удовлетворение потребителя и как можно и необходимо решать его проблемы.